Судебная практика

Нефтяники "отчитались" на 430 миллионов рублей в схеме с налоговой оптимизацией. Эпизод II- налог на имущество!

Фабула дела:
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты всех налогов (сборов) за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г., по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 28.02.2019 г., дополнения к нему от 12.07.2019 г. и принято оспариваемое решение от 23.08.2019 № 2.19-14/4092р «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Подробнее об эпизоде с НДС читать тут

В отношении налога на имущество: 

Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по ст.ст. 374, 375, п. 3 ст. 380 НК РФ, необоснованном применении в 2014-2016 гг. при исчислении налога на имущество организаций налоговых ставок согласно п. 3 ст. 380 НК РФ по объектам основных средств, не являющихся линиями энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью.

По данному основанию начислен налог на имущество организаций:
в сумме 17 792 284 руб. (в том числе за 2014 в сумме 5 860 386 руб., за 2015 в сумме 7 503 317 руб., за 2016 в сумме 4 428 581 руб.),
соответствующие суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Из материалов дела усматривается, что Общество применило при исчислении налога на имущество организаций, пониженные налоговые ставки (в 2014 г. – 0,7%, в 2015 г. – 1%, в 2016 г. – 1,3%) в отношении основных средств - трансформаторных подстанций, сооружений кабельной эстакады, сетей электроснабжения, сетей электрооборудования, кабельных линий, здания аппаратной, зданий подстанций, трансформаторов и других объектов, перечисленных в таблице № 1 решения № 2.19- 14/4092р , которые квалифицировало в качестве поименованного в постановлении Правительства Российской Федерации «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» от 30 сентября 2004 года № 504 (далее - Постановление № 504) имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Применение пониженной ставки по п. 3 ст. 380 НК РФ подлежит не только в части имущества, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и в части имущества, являющегося составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.


Применение ставки по налогу на имущество по пункту 3 статьи 380 НК РФ должно применяться в отношении имущества, когда оно не только своим наименованием подходит под код ОКОФ, определенный в Постановлении №504, но и соответствует признакам целевого назначении группировок этих объектов и функционально подходит под понятие «линии энергопередачи или сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью».

Налоговый орган с применением пониженных ставок не согласился, считая, что в проверяемом периоде Общество осуществляло деятельность по производству и реализации продуктов нефтепереработки; не занималось деятельностью по производству, передаче, продаже и распределению электрической энергии, соответствующих лицензий на данные виды деятельности не имело.

С учетом всех полученных данных налоговый орган пришел к выводу о том, что спорные объекты основных средств не участвовали в процессе передачи электроэнергии сторонним организациям и сторонним конечным потребителям, а основное назначение спорных объектов основных средств связано с обеспечением работоспособности имущественных объектов налогоплательщика, а не с передачей энергии.

В ходе рассмотрения настоящего дела указанные выводы Инспекции Обществом опровергнуты не были, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы настоящего дела не представлено.


бщество представило таблицу, содержащую информацию о количестве электроэнергии, переданной в адрес организаций арендаторов недвижимого имущества ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», имеющих присоединение к электрическим сетям, принадлежащим ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», считая, что указанные данные подтверждают осуществление им деятельности по передаче электрической энергии.

Суд с таким подходом к оценке представленных данных согласиться не может, так как что представленные Обществом сопроводительным письмом от 07.06.2019 №28-6802 в ответ на требование от 24.05.2019 №2.17-13/2 доп. договора аренды не соотносятся со спорными объектами основных средств, а ряд представленных Обществом договоров аренды заключены на сдачу в аренду имущества, находящееся по иным адресам, в то время как спорные объекты основных средств расположены по адресу г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 55. В приложениях к данным договорам - в «Перечне основных средств, переданных в аренду» отсутствуют инвентарные номера спорных объектов основных средств.

Организация не вправе применять при исчислении налога на имущество в отношении воздушных линий электропередачи налоговые ставки согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ, если данные объекты не участвуют в процессе передачи электроэнергии третьим лицам и используются организацией только для обеспечения собственных нужд.

В отношении движимого имущества: 
В нарушение п. 1 ст. 374 НК РФ, п. 1 ст. 375 НК РФ, ст. 376 НК РФ, п. 34 25 ст. 381 НК РФ Общество в 2014 году неправомерно включило в состав движимого имущества, а в 2015-2016 гг. неправомерно применило льготу (код льготы 2010257) по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств - трубопроводов технологических и газоходов , что привело к неуплате налога на имущество организаций за 2014 - 2016 гг. в размере 216 000 667 руб. (в том числе за 2014 в размере 5 044 530 руб., за 2015 в размере 33 297 485 руб., за 2016 в размере 177 658 652 руб.), начислению соответствующих сумм пени и штрафа.

Налоговое законодательство не содержит значения терминов «движимое имущество», «недвижимое имущество», поэтому необходимо рассматривать указанные термины с позиций гражданского законодательства.

Одним из классифицирующих признаков недвижимого имущества является его неразрывная связь с землей, а также невозможность его перемещения без нанесения несоизмеримого ущерба его назначению. По результатам оценки обстоятельств дела судом установлено наличие у спорных объектов имущества свойств, присущих только объектам недвижимого имущества. Невозможность перемещения объектов без потери их функционального назначения.

Проанализировав не только первичную документацию общества, но и визуально осмотрев основные средства включая, например эстакады на которых зафиксированы  технологические трубопроводы сотрудники ФНС пришли к выводу, что каждый из технологических трубопроводов представляет собой протяженную сеть трубопроводов, соединенных с помощью сварки, имеющих отдельно стоящие, монолитные, железобетонные фундаменты - эстакады, которые сопряжены с бетонными фундаментами посредством анкерных болтов, обеспечивающие трубопроводам стационарность и прочную связь с землей.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что все вышеперечисленные спорные объекты основных средств - технологические трубопроводы и газоходы спроектированы и возведены на специально спроектированных и возведенных в соответствии с требованиями нормативных документов в области безопасного устройства и эксплуатации технологических трубопроводов, газоходов эстакадах (постаментах, опорах) - объектах недвижимости, функциональным предназначением которых является основание для прокладки трубопроводов, газоходов и демонтаж которых приведет к невозможности использования объектов по функциональному (проектному) назначению.

Данные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о прочной связи технологических трубопроводов, газоходов с землей, определяют их стационарность и невозможность перемещения в пространстве без нанесения несоразмерного ущерба. Связь с землей объектов недвижимости может быть как непосредственной (физический контакт, прерывание которого влечёт серьёзный ущерб для объекта) так и опосредованной (физический контакт через другие объекты недвижимости (здания, сооружения) прерывание которого также влечёт серьёзный ущерб для объекта).

Технологические трубопроводы на нефтеперерабатывающих заводах неоднократно признавались судами, объектами недвижимости в силу их технических особенностей, уникальности как объекта строительства, и невозможности перемещения таковых в пространстве без причинения несоразмерного ущерба их функциональному  назначению.

С учетом изложенного выводы Инспекции соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам настоящего дела, в связи с чем требования Общества удовлетворению в данной части не подлежат.

В отношении штрафа за непредставление копий документов: 

Суд привел в виде довода Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2020 № Ф06-56349/2019 по делу № А65-11619/2019 суд кассационной инстанции оставив без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанции отметил, что при рассмотрении дела суды исходили из того, что факт проведения выездной налоговой проверки и ознакомления должностного  лица налогового органа на территории налогоплательщика с оригиналами документов, служащих основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по предоставлению копий указанных документов по требованию налогового органа.


Судебные споры по налогу на имущество