Судебная практика

Списание на расходы или новый виток споров в рамках буквального толкования норм НК РФ

История вопроса: 
АО "РТКОММ.РУ" (Общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 о признании недействительным решения № 8 от 02.12.2019г., в части пункта 2.2 описательной части по эпизоду об учете в расходах по налогу на прибыль внереализационных расходов в сумме 1 122 655 763 руб.

Заявление мотивировано тем, что ненормативный акт ответчика в обжалуемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка (далее – ВНП) АО «РТКомм.РУ» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов, сборов и страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

По результатам ВНП Инспекцией составлен акт от 19.02.2019 № 4 и вынесено решение от 02.12.2019 № 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – решение Инспекции) , в соответствии с которым АО «РТКомм.РУ» привлечено к налоговой ответственности по следующим эпизодам:
  • неправомерное заявление налоговых вычетов по НДС в отношении хозяйственных операций с контрагентом ЗАО «Талан Телеком» в размере 2 782 929 руб.;
  • неправомерный учет в расходах по налогу на прибыль организаций затрат в форме убытков, возникших в результате списания стоимости объекта незавершенного строительства в размере 1 122 655 763 руб.;
  • неправомерный учет в расходах по налогу на прибыль организаций затрат в отношении хозяйственных операций с контрагентом ЗАО «Талан Телеком» в размере 14 327 617 руб.


АО «РТКомм.РУ», частично не согласившись с решением Инспекции, обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы о признании решения Инспекции недействительным в части неправомерного учета в расходах по налогу на прибыль организаций затрат в форме убытков, возникших в результате списания стоимости объекта незавершенного строительства в размере 1 122 655 763 руб.
В части неправомерного учета в расходах по налогу на прибыль организаций затрат в форме убытков, возникших в результате списания стоимости объекта незавершенного строительства  Обществу уменьшен убыток на 1 032 323 754 руб., доначислена сумма неуплаченного налога в размере 18 066 402 руб., начислены пени в размере 113 233,92 руб., а также АО «РТКомм.РУ» привлечено к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 2 156 313,41 руб.

Что решил суд: 

АО «РТКомм.РУ» в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных расходов неправомерно учтены затраты по списанию объекта незавершенного строительства в размере 1 122 655 763 руб.

В ходе ВНП Инспекцией получено письмо от Межрайонной ИФНС России № 48 по г. Москве , согласно которому АО «РТКомм.РУ» 16.04.2018 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2016 год , к письму были приложены уточненная декларация и пояснения налогоплательщика .

Согласно представленной уточненной налоговой декларации налогоплательщиком увеличены внереализационные расходы на сумму 1 122 655 763 руб., в связи с чем Обществом был заявлен убыток в размере 1 009 394 197 руб.

Как следует из пояснений налогоплательщика от 11.04.2018 № ИСХ/696-БУХ (далее - пояснения от 11.04.2018), причиной подачи уточненной декларации является включение в состав внереализационных расходов затрат в сумме 1 122 655 763 руб.

Расходы были отражены в составе незавершенного строительства на счете 08 и должны были включаться в состав расходов по налогу на прибыль организаций в момент ввода в эксплуатацию объекта в соответствии со статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации. АО «РТКомм.РУ» пояснило, что указанные расходы понесены Обществом в 2011-2012 годах в рамках участия в проекте «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи» (далее – Проект, РССВСД).

В рамках Проекта планировалось строительство и запуск двух космических аппаратов, строительство наземных комплексов управления, земных спутниковых станций спутниковой связи, разработка технологии производства абонентских устройств, а также их дальнейшее производство.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2010 № 207 ФГУП «Космическая связь» было определено ответственным за реализацию мероприятий Проекта  «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи» в 2010 году.

Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р реализация указанного проекта отнесена к мероприятиям, составлявшим Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» (далее – Государственная программа).

С 2011 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 № 577 АО «РТКомм.РУ» определен единственным исполнителем по завершению мероприятий Проекта.

АО «РТКомм.РУ» письмом от 13.06.2012 № 1855/ПС сообщило Минкомсвязи России, что для выполнения работ требуется увеличение стоимости Проекта до 33,45 млрд. руб., при этом необходимо пересмотреть долю финансирования за счет средств федерального бюджета.

Учитывая отсутствие возможности сделать  Проект рентабельным, Минкомсвязь России письмом от 28.09.2012 № ДС-П12-12416 направило запрос в Минфин России, Минэкономразвития России, Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (далее - Роскосмос) с предложением считать нецелесообразным его дальнейшую реализацию и финансирование за счет средств федерального бюджета в размере 2 033,5 млн. руб. в 2012 году.

Как следует из пояснений от 11.04.2018, дальнейшие работы по проекту Общество не продолжило в связи с отсутствием финансирования (Проект существовал исключительно в форме проектной документации и числился на балансе Общества).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» была изложена в новой редакции. Реализация проекта РСС-ВСД была включена в мероприятие № 1 «Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации» подпрограммы 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе».

В пояснениях от 11.04.2018 Заявитель указал, что в 2016 году письмом Минкомсвязи России от 14.01.2016 № ДА-П19-379 он был проинформирован о прекращении проекта.

Однако, как установил суд, указанное письмо Минкомсвязи России не содержит какой-либо информации о прекращении проекта РСС-ВСД. Минкомсвязь России в рассматриваемом документе проинформировало налогоплательщика о ходе рассмотрения материалов и указало, что не располагает сведениями о результатах их рассмотрения, возможностях их практического применения, а также подготовке предложений о целесообразности дальнейшей реализации указанного Проекта.

Таким образом, Заявитель был проинформирован об отсутствии у Минкомсвязи России сведений о дальнейшей реализации Проекта, но не о его прекращении.

Несмотря на это, как следует из протокола заочного голосования совета директоров АО «РТКомм.РУ» от 17.02.2017 № 283, приказа Общества от 28.02.2017 № 11-РТК о списании объектов незавершенного строительства (далее – Приказ о списании) , на основании указанного письма Минкомсвязи России Заявителем сделан вывод, что заинтересованные федеральные органы исполнительной власти занимают позицию о нецелесообразности дальнейшей реализации Проекта.

Таким образом, Общество при отсутствии каких – либо правовых оснований самостоятельно приняло решение о списании объектов незавершенного строительства на основании протокола заочного голосования совета директоров АО «РТКомм.РУ» от 17.02.2017 № 283 и Приказа о списании.

Игнорируя требования ст. 265 НК РФ, Общество указанными актами приняло решение о ликвидации результатов работ по Проекту (проектной документации) и списании затрат, понесенных в целях реализации Проекта в размере 1 122 655 763 руб., в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций за 2016 год, которые Заявитель отразил в упомянутой выше уточненной декларации.

Инспекцией в рамках ВНП установлено, что объект, списанный Обществом на основании Приказа в состав внереализационных расходов, не учтен АО «РТКомм.РУ» как основное средство или нематериальный актив. Расходы на реализацию Проекта отражены налогоплательщиком на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств».

Помимо вышеизложенного, Общество в любом случае не имело право учитывать спорные затраты для целей налога на прибыль организаций за 2016 год на основании Приказа о списании, датированного 28.02.2017, т.е. после проверяемого периода в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

В то же время в ходе ВНП Инспекцией установлено, что объект незавершенного строительства, представляющий собой проектную документацию, не ликвидирован Заявителем и находится у него на хранении, что подтверждается протоколом № 1 об ознакомлении с оригиналами документов от 12.12.2018.

Первичные документы, подтверждающие ликвидацию результатов работ, налогоплательщиком не составлялись. В пункте 5 Заявления Общество также указывает, что проектная документация им не ликвидирована. Таким образом, Обществом произведено единовременное списание расходов в связи с ликвидацией объекта незавершенного строительства в отсутствие самого факта такой ликвидации.

Следовательно, Общество пытается учесть затраты в связи с ликвидацией (списанием) объекта незавершенного строительства за 2016 год, в то время как в указанный период декларируемый факт не имел места в хозяйственной жизни налогоплательщика даже формально: расходы на проектную документацию понесены в 2011-2012 годах, фактически результаты проекта РСС-ВСД не ликвидированы, а Приказ о списании издан АО «РТКомм.РУ» в 2017 году.

Спорные затраты произведены АО «РТКомм.РУ» за счет средств бюджетного финансирования в рамках реализации государственного проекта Российской Федерации РСС-ВСД, в связи с чем решение о прекращении такого проекта могло быть принято исключительно Правительством Российской Федерации.

Исходя из совокупности вышеописанных обстоятельств, позиция Инспекция о неправомерности учета Обществом в расходах по налогу на прибыль организаций в 2016 году затрат, фактически понесенных в 2011 – 2013 гг. по подпункту 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ по ненадлежащему документу не связанному с реальным фактом хозяйственной жизни (Приказ о списании 2017) в размере 1 122 655 763 руб., основана на документально подтвержденных доказательствах и соответствует сформированной позиции арбитражных судов по аналогичным обстоятельствам.

Решение суда:  в удовлетворении заявленных требований отказать. 

Прецеденты поддерживающие позицию налогоплательщика, позволяющие учесть такие спорные затраты в полном объеме исходя из общих норм гл. 25 НК РФ касательно определения расходов для целей исчисления налога на прибыль
  • Определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10;
  • Постановления АС ЗСО от 15.03.2016 № А67-8553/2014, от 06.05.2016 № А27-18073/2015;
  • Постановление АС УО от 27.06.2016 № Ф09-4723/16;
  • Постановление 17 ААС от 05.10.2017 № 17АП-12620/2017-АК и ряд других судебных актов)

Прецеденты поддерживающие позицию налогового органа: 
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2020 № Ф05- 13631/2020), № А40-186632/2018
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2020 № Ф05-13631/2020
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 № Ф04-883/2008(1734-А67-34) по делу № А67-1857/07, по делу № А56-60650/2010 от 17.08.2011,
  • Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 по делу № А68-2772/2015.

Полный текст решения


Судебные споры по налогу на прибыль