Судебная практика

Какая такая деловая репутация?

Суть спора: 

АО «РИК ПЛЮС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Банку России об оспаривании решения о включении АО «РИК» в базу данных о лицах с неудовлетворительной деловой репутацией согласно информационной справке Бака России от 20.01.20 № 5498 и обязании ответчика устранить нарушение прав заявителя.

Что решил суд и почему: 

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 6.1 статьи 32.1 Закона № 4015-1 установлено, что под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается, в том числе:

  • наличие у лица в течение пяти лет, предшествовавших дню проведения оценки, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом (за исключением случая, если лицо представило в орган страхового надзора доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к признанию финансовой организации арбитражным судом банкротом); 

  • наличие у лица в течение пяти лет, предшествовавших дню проведения оценки, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого лицо обладало такими правом или возможностью) некредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) за нарушение ею законодательства Российской Федерации либо которая была исключена из соответствующего реестра за нарушение ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия у лица таких права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии либо дню исключения из соответствующего реестра, за исключением лиц, представивших доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к указанным отзыву (аннулированию) лицензии либо исключению из соответствующего реестра.

Банк России согласно статье 76.7 Закона о Банке России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций. Порядок ведения таких баз установлен Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П.

Согласно пункту 6.2 Положения № 625-П Банк России вносит информацию о лицах, перечисленных в пунктах 1.2, 1.3 Положения № 625-П (в том числе, о лицах, имеющих право распоряжения более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации) в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных.

Перечень таких оснований определен в приложении 7 к Положению № 625-П. В соответствии с пунктом 1.7 приложения 7 к Положению № 625-П основанием для внесения сведений о лице в базы данных является наличие права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом; в соответствии с пунктом 1.8 - наличие права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью) некредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) по основаниям нарушения ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия такого права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии.

Включая в круг лиц, деловая репутация которых не соответствует установленным требованиям, лиц, обладающих правом давать обязательные указания или возможностью иным образом определять действия финансовой организации, законодатель уже определил, что данные лица причастны к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии/банкротству.

Данная презумпция профильного законодательства соотносится с уровнем предоставленного указанным лицам контроля и их ролью в организации надлежащего функционирования финансовой организации.

Согласно информации об акционерах АО «СК «Стерх» (далее также - Страховщик) и лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится Страховщик, представленной АО «СК «Стерх» по состоянию на 02.10.2018 и на 18.09.2019, АО «РИК Плюс» на тот момент принадлежало 14,83% акций Страховщика. При этом АО «РИК Плюс» и АО «РИК» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции» образовывали группу лиц в связи с  осуществлением АО «РИК» функций единоличного исполнительного органа АО «РИК Плюс».

Совокупная доля указанной группы лиц в уставном капитале АО «СК «Стерх» составляла на соответствующие даты 32,17%. При этом представители АО «РИК» (Петрова Д.Г., являвшаяся заместителем генерального директора АО «РИК», и Трофимова А.С., являвшаяся начальником управления по коммерческим проектам АО «РИК») входили в состав Совета директоров Страховщика.

Приказом Банка России от 27.10.2019 № ОД-2481 у АО «СК «Стерх» отозваны лицензии на осуществление страхования. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.01.2020 по делу № А58-11841/2019 АО «СК «Стерх» признано несостоятельным (банкротом).

На основании изложенного в силу императивного требования приведенных правовых норм сведения об АО «РИК Плюс» внесены в базу данных, ведение которой предусмотрено статьей 76.7 Закона о Банке России.

Доводы Заявителя о том, что АО «РИК Плюс» не имело права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия Страховщика (в связи с чем включение сведений о нем в базу данных является незаконным), являются необоснованными ввиду следующего.

При определении состава лиц, имеющих право давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия финансовой организации, действующей в форме акционерного общества, необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ), определяющие компетенцию общего собрания акционеров общества, совета директоров, порядок одобрения крупных сделок, устава общества.

Лицо, владеющее более 10% акций общества имеет право:
  • требовать ознакомления со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (статья 51 Закона № 208-ФЗ),
  • внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) , и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа (статья 53 Закона № 208-ФЗ),
  • требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров (статья 55 Закона № 208-ФЗ),
  • обжаловать в суд решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, принятое с нарушением требований Закона № 208-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если указанным решением нарушены права и (или) законные интересы общества или этого акционера (статья 68 закона № 208-ФЗ),
  • обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) о возмещении причиненных обществу убытков в случае убытков, причиненных обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами (статья 71 Закона № 208-ФЗ).

Таким образом, с учетом «совокупного» влияния группы лиц, участником которой является АО «РИК Плюс», на деятельность Страховщика Заявитель, реализуя вышеуказанные полномочия, предоставленные Законом № 208-ФЗ акционерам общества и членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, имел право давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия Страховщика. Необходимо отметить, что наличие оснований для признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации и включения сведений о нем в базу данных возникает не в результате оценки деятельности каждого конкретного лица, а в результате оценки деятельности всей финансовой организации в целом в период, предшествующий отзыву лицензии, банкротству. 

Оценка деятельности финансовой организации дана в виде приказов Банка России об отзыве лицензии, назначении временной администрации, решения арбитражного суда о банкротстве. Обстоятельства, послужившие основанием для отзыва лицензии, назначения временной администрации и банкротства АО «СК «Стерх», не входят в предмет доказывания по настоящему делу, в противном случае это свидетельствовало бы о подмене установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядка оспаривания приказов Банка России об отзыве лицензии и назначении временной администрации, решения арбитражного суда о признании финансовой организации банкротом.
Таким образом, учитывая, что для признания неудовлетворительной деловой репутации лица достаточным основанием является совокупность двух условий, а именно:
1) наличие у лица права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия финансовой организации,
2) отзыв лицензии и/или банкротство финансовой организации, внесение в базу данных сведений о Заявителе является законным.

C учетом предмета заявленных АО «РИК Плюс» требований, доводы Заявителя о его непричастности к нарушениям, повлекшим отзыв лицензии и банкротство Страховщика, указанные в заявлении, и которые были предметом рассмотрения Комиссии Банка России, не входят в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении данного дела.

На основании изложенного, требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.

Источник

Для информации: список физических лиц с аннулированными аттестатами
Споры с банками Разное, но интересное