Новости

Социальных вычетов станет больше, но не для всех

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – законопроект), разработан во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № Пр-955 (далее – Перечень поручений) в целях принятия мер по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов, включая снижение процентной ставки по таким кредитам для заемщиков до 3 процентов, увеличение периода отсрочки их выплат, а также увеличение размеров налоговых вычетов для лиц, выплачивающих образовательные кредиты и проценты по ним.

В настоящее время государственная поддержка образовательного кредитования осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1448
«О государственной поддержке образовательного кредитования» (далее – Постановление).

Постановлением установлена фиксированная процентная ставка для заемщиков на уровне 3 процента годовых, увеличен срок пользования образовательным кредитом после окончания льготного периода с 10 до 15 лет, а также увеличен с 3 до 9 месяцев льготный период кредитования.

Кроме того, Постановлением предусмотрена возможность установления процентной ставки на уровне 3 процентов годовых для образовательных кредитов, полученных заемщиками до вступления в силу Постановления,на основании заявления заемщика.

Привлекательные условия предоставления образовательного кредита с государственной поддержкой позволили существенно увеличить количество заемщиков. По состоянию на 1 октября 2022 года за весь период реализации программы государственной поддержки образовательного кредитования выдано 87 841 кредитов на образование с государственной поддержкой,из которых 73 742 выдано после изменения условий кредитования. Кроме того, заключено 3 952 соглашения об изменении условий образовательного кредита в части изменения процентной ставки на уровне 3 процентов.

Законопроектом предлагается дополнить состав социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц социальным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных налогоплательщиком
в налоговом периоде расходов на обучение по основным профессиональным образовательным программам за счет денежных средств, предоставленных банком и иной кредитной организации в соответствии с правилами предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, и процентов по ним.

Кроме того, законопроектом предлагается установить, что социальный налоговый вычет на обучение по основным профессиональным образовательным программам за счет средств образовательного кредита

‎с государственной поддержкой предоставляется налогоплательщику дополнительно к социальному вычету за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ) в размере фактически произведенных расходов и процентов по ним,
но не более 200 000 рублей за налоговый период.

Таким образом, если в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в год,то в результате принятия законопроекта налогоплательщик, обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за счет средств образовательного кредита с государственной поддержкой, получит право на получение социального вычета в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 320 000 рублей в год.

Размер дополнительного налогового вычета за свое обучение для физических лиц, обучающихся за счет средств образовательного кредита с государственной поддержкой в размере 200 тыс. рублей определен с учетом максимальной средней стоимости обучения по всем укрупненным группам специальностей и направлений и федеральным округам в Российской Федерации в 2022 году (204 тыс. рублей).

Согласно произведенным Минобрнауки России расчетам при увеличении размера социального налогового вычета для указанной категории налогоплательщиков до 320 000 рублей возможно компенсировать в полном объеме сумму процентов по образовательным кредитам в первый год и часть суммы процентов в последующие годы обучения в образовательной организации, что повысит доступность высшего образования для граждан и спрос на образовательные услуги, а также увеличит внебюджетную часть доходов образовательных организаций и обеспечит возможность развития научно-технической и учебной базы образовательных организаций.

Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Текст законопроекта
Новости налогового законодательства