Изменения законодательства

Налог на имущество ИП. Налога нет, но есть.....

Позиция налогового органа, решение которого обжалуются: 

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты налога на имущество в отношении используемых им в предпринимательской деятельности объектов недвижимости (п. 3 ст. 346.11 НК РФ), только если данные объекты не включены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Позиция налогоплательщика: 

Принадлежащее налогоплательщику имущество не относится к видам имущества, указанным в статье 378.2 НК РФ. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации неправомерно включил принадлежащее ему здание в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.


В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.


Согласно информации, представленной Управлением, налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением от 20.04.2020 об освобождении его от уплаты налога на имущество физических лиц (далее – НИФЛ), в том числе на нежилое здание в связи с его использованием в предпринимательской деятельности. По результатам рассмотрения указанного заявления Инспекцией направлен ответ от 25.05.2020, в котором налогоплательщику отказано в освобождении от уплаты НИФЛ на нежилое здание, поскольку Комитетом по управлению имуществом Региона Приказом № 956 данный объект недвижимости включен в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.


Не согласившись с данным ответом Инспекции, налогоплательщик обратился в Управление с жалобой от 04.06.2020. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением Заявителю направлен ответ от 18.06.2020, в котором сообщено, что нежилое здание подлежит налогообложению по НИФЛ, поскольку данный объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В отношении довода о неправомерном включении Комитетом

по управлению имуществом региона нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.


Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

(далее – перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.


Постановлением администрации региона от 11.12.2018 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Региона, для целей налогообложения» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории региона, для целей налогообложения, а также установлено, что Комитет по управлению имуществом Региона является органом исполнительной власти области, уполномоченным на определение:

- вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.


Приказом Комитета по управлению имуществом Региона определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.


Из материалов жалобы следует, что принадлежащее Налогоплательщику нежилое здание согласно Приказу Комитета включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно вышеуказанным положениям НК РФ Федеральная налоговая служба не уполномочена определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем данный вопрос не относится к компетенции Федеральной налоговой службы.

Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба сообщает, что ответы Инспекции и Управления, соответственно, являются обоснованными.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 НК РФ, оставляет жалобу налогоплательщика без удовлетворения (Решение налогового органа СД-4-9/13416@ от 20/08/2020 (опубликовано 29/12/2020)


Письмо Федеральной налоговой службы от 26 августа 2020 г. N АБ-4-21/13748@


Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о формировании перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Кодекса о порядке формирования Перечня.
Кроме того, исходя из пункта 7 статьи 378.2 Кодекса формирование Перечня и направление его в налоговый орган осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Критерии, которым должны соответствовать объекты недвижимого имущества для включения сведений о них в Перечень, определены в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса. В частности, пунктом 4 статьи 378.2 Кодекса определено, что в целях статьи 378.2 Кодекса торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
  • здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  • фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Кодекса, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного для применения статьи 378.2 Кодекса наименование здания или сооружения, содержащееся в ЕГРН, не является самостоятельным основанием для отнесения объекта недвижимости к торговым центрам (комплексам) и включения в Перечень сведений о таком объекте.

Данный вывод также подтверждается Апелляционными определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации:
  • от 15.01.2020 N 39-АПА19-10,
  • от 15.01.2020 N80-АПА19-21,
  • от 29.01.2020 N49-АПА19-46.


АНО ИКАР помогает своим клиентам, вписывая их бизнес желания в рамки законодательства.
Ваша компания может заказать у нас консультацию по вопросам проведения внутреннего аудита процессов и процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.
Сотрудники АНО ИКАР  успешно представляют интересы налогоплательщиков  в судах. 
Заказать юридическую консультацию Вы можете, нажав сюда.

Заказать консультацию по вопросам внутреннего аудита Вы можете, нажав сюда.
Акты регуляторов