Изменения законодательства

Коды ТН ВЭД и НДС

Напомним, что право на освобождение от уплаты НДС или использование пониженной ставки НДС при ввозе на территорию Российской Федерации отдельных категорий товаров зависит от кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Перечни продукции, содержащие коды ТН ВЭД ЕАЭС, утверждает Правительство Российской Федерации.

До сих пор в Перечни не были внесены изменения с актуальными кодами в соответствии с новой ТН ВЭД ЕАЭС. Как результат, таможня с 1 января отказывает в предоставлении освобождения от уплаты НДС или использования пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении ряда товаров.

Еще в декабре 2021 года Минфин России внес на рассмотрение проект постановления, предусматривающий корректировку кодов ТН ВЭД ЕАЭС.

‼️ И вот, наконец-то, данный проект трансформировался в Постановление Правительства № 758 от 26/04/2022 года 


Данное постановление вступит в силу 6 мая 2022 года и импортеры смогут возместить все издержки, связанные с уплатой НДС, т.к. его действие распространится на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.


Нюансы: 

  1. Постановление АС МО от 27.07.2020 по делу N А40-96326/2019 ЗАО "Научно-производственное объединение "АСТА"

Для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в частности к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством РФ. Утверждение Правительством РФ отдельного Перечня предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля правильности уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей. В тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10%, предусмотренная п. 2 ст. 164 НК РФ, по общему правилу применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.


2.В тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная п. 2 ст. 164 НК РФ, по общему правилу применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017

Для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством РФ.
Утверждение Правительством РФ отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в РФ, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная п. 2 ст. 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
В п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 отмечено, что Правительство РФ не вправе вводить дополнительные основания ограничений на применение пониженной налоговой ставки, которые прямо не вытекают из положений п. 2 ст. 164 НК РФ, в связи с чем для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД.
Однако такая позиция изложена Пленумом ВАС РФ применительно к вопросам, имевшим место в судебной практике по состоянию на момент принятия данного постановления - когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной п. 2 ст. 164 НК РФ.
Соответственно, приведенные в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъяснения не применимы, если такого рода противоречия отсутствуют, и установленный перечень кодов по ТН ВЭД (с учетом внесенных Правительством РФ изменений) в последующем стал охватывать более узкий перечень товаров в сравнении с перечнем кодов по ОКП. При этом Правительством РФ реализованы полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД (в редакции постановления Правительства РФ от 30.06.2015 N 655, действующей с 11.07.2015) более не содержит упоминания о коде 9018, за исключением одного вида медицинских изделий - шприцы медицинские (код ТН ВЭД 9018 31).
Противоречия в отнесении ввезенных обществом товаров к категории медицинских изделий между ТН ВЭД и ОКП по настоящему делу места не имеют.
Следовательно, разумные ожидания участников внешнеэкономической деятельности должны были формироваться на основе указанного правового регулирования. При таком положении вывод таможни об отсутствии правовых оснований для применения к ввозимым обществом медицинским изделиям ставки налога 10 процентов, предусмотренной п. 2 ст. 164 НК РФ, является правильным.

Напоминаем, что АНО ИКАР оказывает услуги по сопровождению споров с таможенными органами

Акты регуляторов