Новости

Изменения в НК РФ

21.11.2022 Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), вносящий многочисленные изменения в порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов.

Как это нередко бывает при рассмотрении проектов законодательных актов в области налогов и сборов в конце календарного года, законопроект № 201629-8, инициированный Правительством РФ, к моменту оформления законодателем соответствующего решения претерпел существенные изменения по сравнению с целями его введения, первоначально преследуемыми субъектом законодательной инициативы. Не стал исключением и комментируемый Закон, проект которого был внесен Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ 28.09.2022.

Помимо преследуемых Правительством РФ при внесении законопроекта целей увеличения налоговой нагрузки по НДПИ, акцизов, налога на прибыль в части «справедливого» изъятия сверхдоходов в ряде отдельных отраслей, повышения базы для исчисления страховых взносов на очередной налоговый период ввиду отставания планового темпа роста заработной платы в 2021-2022 гг. от фактического, Закон был значительно расширен и дополнен в отношении иных налогов и сборов, отдельных операций.

Ни в коей мере не умаляя важности Закона в части установления новых правил налогообложения в области:

  • особенностей исчисления НДС, акцизов, налога на прибыль и государственной пошлины при интеграции новых субъектов Федерации (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей);
  • особенностей исчисления НДФЛ, НДС, налога на прибыль, УСН и страховых взносов при выплатах / передаче имущества в пользу физических лиц налогоплательщиками (налоговыми агентами) — юридическими лицами в связи с интеграцией указанных субъектов Федерации в единое правовое поле Российской Федерации; поступлении на военную службу в Вооруженные Силы РФ в порядке мобилизации, на контрактной основе, а также в добровольческие формирования; направлении в служебные командировки;
  • установления на период 2023-2025 гг. повышенной 34% ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству сжиженного газа;
  • введения с 01.07.2023 акциза на сахаросодержащие газированные напитки;
  • изменения налоговой нагрузки по НДПИ при добыче нефти и газа, исчислении акциза на жидкую сталь;
  • уплаты авансовых платежей участником КГН при прекращении действия данной группы с 2023 года;
  • внесения изменений в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

хотим отметить, что Закон вводит также следующие важные изменения для широкого круга налогоплательщиков, которые мы более детально комментируем ниже.   

Налоговое администрирование

Поправками в п. 3 ст. 4 НК РФ продлевается до окончания 2023 года право Правительства РФ на установление особых сроков в сфере налогового администрирования в части мероприятий налогового контроля, продления сроков уплаты налогов, установления дополнительных оснований по отсрочке (рассрочке) уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и т.д. Ранее такие особые полномочия Правительства РФ, установленные указанной нормой Кодекса, ограничивались 31.12.2022.

Налог на доходы физических лиц

Особыми нормами вновь вводимого пп. 17.2-1 ст. 217 НК РФ на срок до окончания 2027 года продлевается освобождение от обложения НДФЛ доходов, полученных налогоплательщиками — физическими лицами от реализации (погашения) обращающихся на ОРЦБ акций (облигаций), эмитентами которых являются компании высокотехнологичных (инновационных) секторов экономики, при условии, что они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности (ином вещном праве) более года.

Действующее освобождение от НДФЛ доходов по данной категории ценных бумаг, предусмотренное п. 17.2 ст. 217 НК РФ, должно было утратить силу с 01.01.2023.    

Налог на прибыль организаций

Уточнен состав необлагаемых налогом доходов при прощении долга по заемному (кредитному) обязательству

Уже в третий раз в пределах одного года изменяется порядок налогообложения доходов, возникающих при прощении в 2022 году российской организации долга, возникшего по заемному (кредитному) договору с иностранным лицом, заключенному до 01.03.2022, согласно пп. 21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Как мы указывали ранее, в связи с уточнением Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ редакции рассматриваемой нормы возникла существенная неопределенность в отношении обложения налогом на прибыль операций по прощению долга в части начисленных процентов, уже отраженных в учете налогоплательщика до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ:

  • следует ли рассматривать такие изменения как «ухудшающие положение налогоплательщика» в смысле п. 2 ст. 5 НК РФ, а потому не имеющие обратной силы,

либо

  • такие изменения должны быть учтены при расчете базы по налогу на прибыль по итогам 9 месяцев 2022 года без начисления пени по аналогии с толкованием изменения законодательства в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ в части введения ограничений на учет в первоначальной стоимости основных средств результатов переоценок таких объектов, числящихся в бухгалтерском учете по состоянию на дату вступления в силу гл. 25 НК РФ[1].

Согласно введенному Законом уточнению вышеуказанного пп. 21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ рассматриваемое освобождение применяется и в части прощенных процентов вне зависимости от учета их ранее в составе внереализационных расходов. При этом освобождение применяется ретроспективно к операциям прощения долга, осуществленным начиная с 01.01.2022.

Пожалуй, это одно из наиболее значимых изменений законодательства по налогу на прибыль текущего года как с точки зрения собственно снижения налогового бремени, так и с точки зрения оперативного разрешения законодателем возникшей правовой неопределенности в области установления правил исчисления налога.

Вопросы исчисления суммы налога, подлежащего зачислению в федеральный / региональный бюджет

Согласно внесенным Законом уточнениям положений п. 1 ст. 284 НК РФ срок действия порядка распределения суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный / региональный бюджет исходя из ставки 3% / 17%, сохраняется вплоть до окончания 2030 года. Действующая редакция рассматриваемой нормы предусматривала возврат к распределению суммы налога между бюджетами указанного уровня по ставкам 2% / 18% с 2025 года.

Одновременно срок применения пониженных ставок налога, подлежащих зачислению в региональный бюджет в соответствии с законами субъектов Федерации, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, продлевается еще на один год – до 01.01.2025, вместо 01.01.2024.

Страховые взносы

Поправки в абз. 4 п. 51 ст.421 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ) фактически приводят к дополнительному росту фискальной нагрузки для «обычных» плательщиков страховых взносов.

Так, прежняя редакция рассматриваемой нормы предполагала, что показатель предельной величины базы для исчисления страховых взносов на 2023 год должен был быть определен исходя из предельной базы на ОПС, установленной с 01.01.2022, с учетом роста средней заработной платы по стране.

Согласно поправкам, введенным Законом, единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов с 2023 года устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3.

Соответственно, помимо роста фискальной нагрузки вследствие введения Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ единого 30% тарифа для исчисления страховых взносов исходя из единой предельной величины базы[2], увеличивается и сама база, где вместо предельного значения на ОПС на 01.01.2022 – 1 565 000 руб. (с учетом индексации) будет применяться величина средней заработной платы, увеличенная в 12 раз, и с применением коэффициента 2,3.

Налог на добавленную стоимость

Ретроспективно с 01.10.2022 вводится освобождение от НДС (новый пп. 26.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) операций по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) лиц, контролировавших кредитную организацию, лиц, контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации, а также по исполнению указанными лицами обязательств перед каждым новым кредитором, получившим денежное требование на основании договора уступки.

Таможенное регулирование

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется следующими положениями:

  • в ст. 95 вводится дополнение, предусматривающее возможность наступления случаев, когда таможенная декларация будет считаться неподанной для таможенных целей;
  • в ст. 102 вводится дополнение, согласно которому временное периодическое таможенное декларирование не может применяться к товарам, в отношении которых установлены количественные или иные запреты и ограничения на вывоз из РФ или ЕАЭС, также к товарам, в отношении которых принято решение РФ о введении вывозных таможенных пошлин или увеличения их ставок, а также в случаях, установленных Правительством РФ;
  • положения ст. 102.1 существенно расширяются и определяют регулирование применения неполного таможенного декларирования и периодического таможенного декларирования;
  • в ст. 392 вводится дополнение, признающее безнадежными к взысканию суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, учитываемые по состоянию на 01.01.2023 таможенными органами, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

[1] То есть перерасчет налоговых обязательств в части начисленных процентов в случае прощения долга до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ не производится.

[2] То есть вне зависимости от существовавших ранее отличающихся пороговых значений для исчисления взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ.


Новости налогового законодательства