Изменения законодательства

Либерализация налоговой нагрузки или .....

Вчера Дума во втором и третьем чтении антикризисный налоговый законопроект 84984-8. Коротко о тех изменениях, которые он претерпел в сравнении с первым чтением.

По части первой:
- субъектам РФ предоставляются дополнительные права по продлению сроков уплаты региональных и местных налогов;
- сроки представления сведений об участниках иностранных организаций в 2022 году продлеваются с 28 марта до 31 декабря;
- уточняются правила ТЦО: в 2022-24 годах они не применяются к инвестиционному налоговому вычету, стоимостной порог для признания сделки контролируемой поднимается с 60 до 120 млн.руб., по сделкам 2022-23 годов отменяется штраф в размере 40 процентов;
- отменяется штраф за непредставление документов по КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.

По части второй:
- по НДС: уточнены формулировки в части применения нулевой ставки по аренде и предоставлению в пользование объектов туристской инфраструктуры - теперь и в том и в другом случае ставка применяется по реестру объектов, расширяются возможности применения в 2022-23 годах заявительного порядка возмещения без предоставления банковской гарантии;
- по НДФЛ: уточняется порядок определения расходов в виде имущества, ранее полученного от иностранной организации, снимаются ограничения на освобождение от налога материальной помощи ветеранам, освобождение от налога помимо процентов за 2021-22 годы также и любой материальной выгоды за 2021-23 годы;
- по налогу на прибыль интервал процентных ставок по неконтролируемым сделкам устанавливается от 0 до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
- по налогу на имущество организаций уточняется порядок применения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022 - теперь это правило распространяется не на все случаи;
- по земельному налогу по аналогии с налогом на имущество организаций устанавливаются правила определения налоговой базы в 2023 году на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022;
- по налогу на имущество физических лиц по аналогии с налогом на имущество организаций устанавливаются правила определения налоговой базы в 2023 году на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022;
- на 2024 год продлеваются полномочия субъектов РФ по установлению нулевой ставки по УСН и патентной системе для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

В пояснительной записке к законопроекту: 

Проектом федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений, направленных на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц.
1. Законопроектом предусматривается отказ от применения в 2022
и 2023 годах в отношении организаций нормы о повышенном размере пени
с 31 дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере
1/150 ставки рефинансирования.
2. По налогу на добавленную стоимость предлагается на 5 лет установить ставку 0 процентов в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
Также нулевая ставка НДС устанавливается в отношении услуг по предоставлению в аренду, управление, на ином праве объекта туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г. Ставка будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода в эксплуатацию таких объектов.
3. По налогу на доходы физических лиц законопроектом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц:
- в виде материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;
- в виде процентов, полученные в 2021 и 2022 годах году по вкладам (остаткам на счетах) в банках;
- в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных в 2022 году от иностранной организации, при выполнении установленных условий.
4. Изменения в части налога на прибыль направлены на расширение "безопасного" интервала для учета в расходах процентов по долговым обязательствам. Также временно фиксируется курс иностранной валюты для расчета "тонкой капитализации".
Предлагается в 2022 - 2024 годах курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам) выраженным в иностранной валюте, учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения указанной задолженности
с целью исключения влияния на налоговые обязательства по налогу
на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля
к иностранным валютам.
Законопроектом предусмотрено право налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
В законопроекте в целях реализации мер поддержки, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. №83, для организаций отрасли информационных технологий на 2022 - 2024 годы устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 0 процентов.
5. По транспортному налогу законопроектом предусматривается применение с 2022 года повышающего коэффициента только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн. рублей.
6. По налогу на имущество организаций предусматривается, что в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в 2023 году для расчета налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 г.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел
об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.


Федеральное законодательство