Изменения законодательства

Венчурные риски


Разработанный Минэкономразвития России закон об установлении допустимого уровня финансовых рисков при венчурном финансировании с использованием бюджетных средств (Федеральный закон от 31.07.2020 N 309-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике").

Документ содержит общее положения о базовых критериях оценки рисков при реализации инновационных проектов (готовность технологии, отраслевая специфика, перспективы коммерциализации, объем финансирования). Чтобы закрепить индивидуальный подход планируется принять подзаконный акт, – с опорой на который свои методики оценки и управления рисками утвердят и сами институты развития (соответствующий проект постановления уже разослан по органам власти).

Кроме того, для оценки деятельности институтов развития законопроект предлагает «портфельный» подход, более гибкий и соответствующий венчурной специфике.

«Оценка венчурного фонда должна учитывать всю совокупность вложений во все проекты, а не каждый в отдельности. Мы уточняем, что венчурный фонд признается успешным, когда растет общая стоимость портфеля, но при этом отдельные проекты могут быть убыточны».

В целом, поправки должны обеспечить «прозрачность» процесса принятия и мониторинга инвестиционного решения при использовании средств бюджета, чтобы гарантировать их целевое расходование. «Мы предлагаем снять риски уголовной ответственности с добросовестных высокотехнологичных предпринимателей и инвесторов. При этом речь не идет об ослаблении контроля за бюджетными средствами. Мы устанавливаем понятные "правила игры" для участников венчурного рынка» - говорит представитель министерства.

Также поправками расширяется терминологический ряд закона о науке – прежде всего, уточняется понятие «инновационного проекта», которое позволит связать венчурное финансирование с коммерциализацией научного результата. Особо подчеркивается и его «рисковый характер». 



Новые определения: 

"Венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта - финансовое обеспечение инновационного проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников, предусмотренных либо не запрещенных законодательством Российской Федерации, осуществляемое институтом инновационного развития, иными организациями и фондами и физическими лицами посредством участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, приобретения прав, связанных с таким участием, приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, участия в фондах, участия в договорах инвестиционных товариществ, участия в иных формах коллективных инвестиций, основанных на принципах совместного инвестирования денежных средств в рамках общей инвестиционной стратегии (политики) и совместного участия с другими инвесторами в распределении прибыли и убытков от инвестирования, предоставления займов, иных долговых инструментов (в том числе с условием их конвертации, зачета и (или) новации), выдачи гарантий и поручительств, предоставления грантов, кредитов и (или) использования иных не противоречащих законодательству Российской Федерации форм вложения средств".

Институт инновационного развития - коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность. Перечень федеральных институтов инновационного развития с указанием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию их деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечни региональных институтов инновационного развития с указанием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих координацию их деятельности, утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации."

Требования к отчетности: 
По завершении каждого этапа реализации инновационного проекта конечный получатель государственной поддержки - юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инновационного проекта, представляет институту инновационного развития отчет и документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (в том числе при необходимости банковские документы, документы, подтверждающие факт поставки товара (оказания услуги), первичные учетные документы) в тридцатидневный срок со дня завершения этапа реализации инновационного проекта (достижения запланированных результатов инновационного проекта), если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации.
В случае выявления нецелевого расходования средств государственной поддержки институт инновационного развития уведомляет об этом получателя средств государственной поддержки, который обязан возвратить институту инновационного развития такие средства в объеме, соответствующем выявленному нецелевому расходованию средств, в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Неурегулированные разногласия между получателем средств государственной поддержки и институтом инновационного развития по вопросу наличия и объема нецелевого расходования средств государственной поддержки разрешаются в судебном порядке.

Риски: 
Порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации инновационного проекта и порядок принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и учитывать уровень готовности разрабатываемой либо разработанной технологии в зависимости от вида научной и (или) научно-технической деятельности, перспективы коммерциализации инновации и (или) научной и (или) научно-технической продукции инновационного проекта, объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
Федеральный или региональный институт инновационного развития утверждает методику оценки рисков реализации инновационного проекта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими координацию деятельности соответствующего института инновационного развития, в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими.

Отчуждение: 
Отчуждение институтом инновационного развития доли участия в юридическом лице, реализующем инновационный проект, приобретенной с использованием средств государственной поддержки инновационной деятельности, допускается по цене не ниже рыночной стоимости такой доли."

АНО ИКАР имеет более 7 лет опыта работы с венчурными инвестициями, в том числе в части контроля за предоставлением отчетности для регуляторных и надзорных органов. 

Записаться на консультацию Вы можете здесь


Полный текст закона