Статьи

Риски найма сотрудников в письмах регулятора

Немного о рисках в рамках трудовых отношений. 

Вопрос: При оформлении на новое место работы в трудовой договор было включено положение о том, что работник не имеет права разглашать сведения о своей заработной плате, и предусмотрена дисциплинарная ответственность за их разглашение. Работодатель объяснил наличие данного условия тем, что сведения о заработной плате работника являются информацией, содержащей персональные данные. Вправе ли работодатель включать такое положение в трудовой договор?
Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 24 мая 2022 г. № ПГ/11476-6-1


Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 25 апреля 2022 года, в пределах компетенции сообщает.
Содержание трудового договора регламентировано статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).
В соответствии с частью второй статьи 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в договор, то они не подлежат применению.

Федеральным законом и иными нормативными актами не предусмотрено, что в трудовом договоре с работником, ином документе может быть предусмотрен запрет на действия работника, если такие действия могут привести к неблагоприятным последствиям для работодателя.

Таким образом, обязать работника скрывать размер собственной зарплаты работодатель не вправе.

В связи с чем полагаем, что такое условие, даже если оно будет включено в трудовой договор, не будет подлежать применению как противоречащее трудовому законодательству и ограничивающее права работника.

Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, изложенной в письме от 7 февраля 2014 г. N 08КМ-3681, сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащей персональные данные субъекта.
Настоящее письмо не является правовым актом.

Начальник Правового управления

Б.С.ГУДКО



Нюансы: 
Вопрос: Могут ли штрафовать бывшего директора и бывшего ИП за трудовые нарушения?
Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 3 июня 2022 г. N ПГ/13603-6-1

Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, поступившее и зарегистрированное 18 мая 2022 года, в пределах компетенции сообщает следующее.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В силу статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются в том числе к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статьи 5.7, 5.27 — 5.34, 5.40, 5.42, 11.23, 14.54, 15.33.2, 15.34, 17.5, 18.10, 18.13, 18.15 — 18.17, 19.29, 20.26 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Постановление N 45) указано следующее.

Субъектами административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выступают в том числе: работодатели — юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — работодатели), их должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (части 1, 2, 4 — 7 статьи 5.27, статья 5.27.1 КоАП РФ); физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (части 3, 5 статьи 5.27 КоАП РФ).
К числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по статьям 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, следует относить лиц, совершивших административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.
Полагаем, выводы, изложенные в Постановлении N 45, применимы ко всем составам административных правонарушений, предусматривающим ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, должностное лицо, освобожденное от исполнения служебных обязанностей (физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если вина данного лица установлена (ст. 1.5 КоАП РФ), нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей и не истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Начальник Правового управления

Б.С.ГУДКО

03.06.2022

Суды о разных окладах: 

Определение 6-го КСОЮ от 09.06.2022 N 88-10180/2022

Коротко о чем Определение: 
Суды не признали дискриминацией разные оклады на одинаковых должностях
Территориальный менеджер по продажам узнал, что у его коллег на одноименных должностях оклады выше. Сотрудник потребовал через суд взыскать разницу в оплате и назначить новый оклад.
Три инстанции поддержали работодателя.
В подобных ситуациях суды, например 2-й КСОЮ и 8-й КСОЮ, поддерживали работодателей и ранее.
Комплаенс