Мы зарегистрировали товарный знак, хорошо работали, бренд наш стал узнаваем и мы решили переоценить нематериальный актив. В налоговом учете переоценка товарного знака для целей налогообложения прибыли не учитываются в составе доходов/ расходов… но что бы было, если, к примеру, мы бы приобрели этот товарный знак?
Обоснование ниже⬇️⬇️⬇️
«Особенности исчисления амортизации по товарному знаку»🌠
Товарный знак представляет собой объект интеллектуальной собственности, являющийся обозначением для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на который признается исключительное право, удостоверяемое соответствующим свидетельством (пп. 14 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1477 ГК РФ)
Независимо от стоимости исключительное право на товарный знак (предназначенный для использования более 12 месяцев) относится к нематериальным активам (пп 3, 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов")
Начиная с 2024 года применяется ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", утвержденный Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н. Организация может принять решение о применении ФСБУ 14/2022 до указанного срока.
Фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма всех затрат, непосредственно связанных с созданием товарного знака, за вычетом возмещаемого НДС (п п. 7, 10 ПБУ 14/2007).
Стоимость товарного знака погашается посредством начисления амортизации в течение срока его полезного использования (п 23 ПБУ 14/2007).
Следует обратить внимание на то, что согласно ПБУ 14/2007 в течение срока полезного использования НМА начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, в то время как в налоговом учете при списании НМА с учета до истечения срока полезного использования (например, в связи с прекращением выпуска продукции, для индивидуализации которой создавался товарный знак) недоначисленная амортизация в налоговые расходы не включается (Письма Минфина России от 21.02.2007 N 03-03-06/4/17,УФНС по г Москве от 11.10.2006 N 20-12/90583).
Планом счетов предусмотрено, что начисленная амортизация отражается или на отдельном счете 05 "Амортизация нематериальных активов", или путем уменьшения первоначальной стоимости на счете 04.
Если организация предполагает в дальнейшем производить переоценку НМА (а такая возможность предусмотрена ПБУ 14/2007), то, предпочтительнее использование второго варианта начисления амортизации, ведь переоценка НМА производится путем пересчета остаточной стоимости активов (п 19 ПБУ 14/2007). Остаточная стоимость - фактические затраты на приобретение, изготовление активов и затраты по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за вычетом начисленной амортизации (п. 57 Положения по ведению бухгалтерского учета).
При переоценке НМА нет необходимости в пересчете суммы амортизации, начисленной за все время использования актива, как в случае переоценки ОС (а 15 ПБУ 6/01)
В свою очередь, в налоговом учете в соответствии с письмом Минфина России от 24 октября 2019 г. N 03-03-06/1/81777 о признании НМА и учете результатов их переоценки в целях налога на прибыль и о переоценке товарных знаков в целях бухучета, ведомство сообщило, что переоценка нематериальных активов главой 25 НК РФ не предусмотрена и для целей налогообложения прибыли результаты такой переоценки не учитываются в составе доходов (расходов).
☝️Вместе с тем. п З ст. 257 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Анализируя п 3 ст. 257 НК РФ, хотелось обратить внимание, на то, что законодатель не запрещает принимать к налоговому учету товарные знаки по стоимости приобретения ✅
Таким образом, в рамках «налоговой оптимизации» возможно приобретение товарного знака уже по рыночной стоимости с учетом переоценок.
Нарушение «процедуры». Какие нарушения налоговиков приведут к отмене решения по проверке?
Железных оснований всего три:
1. Нарушено право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
🤓
2. Нарушено право налогоплательщика представлять объяснения;
(п.14 ст.101 НК РФ, Письмо ФНС от 23.05.2013 № АС 4 2/9355)🙇🏼♂️
3. Решение по проверке вынесено не тем должностным лицом, которое рассматривало материалы, возражения. К примеру, выездную проверку открывал/курировал начальник инспекции, на момент подписания ушел в отпуск, решение подмахнул зам. В таком случае решение следует признать недействительным. Вообще тема подписи должностных лиц, проводивших проверку это отдельная история, которую не стоит недооценивать.🙆♂️
В большинстве остальных случаев процессуальные нарушения налоговых органов рассматриваются судами как несущественные.
Ну, и немного о признание затрат на приобретение исключительного права на программное
обеспечение
📌В соответствии с п.1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полной объеме другой стороне (приобретателю).
Государственной регистрации переход исключительного права по договору предусмотрен ст. 1232 ГК РФ.
📌Пунктом 3 ст. 257 НК РФ установлено, что в целях налогового учета приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них) используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев), признаются нематериальными активами.
Подпунктом 2 п. 3 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что к нематериальным активам в частности, относятся исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.
📌Первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. Стоимость НМА учитывается в расходах путем начисления амортизации.
При этом на основании п 1 ст. 258 НК РФ определяется срок полезного использования НМА В общем случае - исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности по законодательству РФ или применимому законодательству иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования НМА обусловленного соответствующими договорами.
По НМА в виде исключительного права автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ базы данных налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
👉Вместе с тем, в письме Минфина от 15 02 2021 N 07-01-09/10106 об учете в цепях налога на прибыль расходов на приобретение неисключительного права на использование программ ЭВМ, если срок использования программ договором не определен или он является бессрочным, сообщил, что амортизируемыми нематериальными активами признаются названные результаты и объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
👉При этом в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыпь организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются в том отчетом (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно
Таким образом в целях налоговой оптимизации при списании затрат по приобретенным программным продуктам, руководствуясь письмом Министерства, можно осуществить в одном налоговом периоде в составе прочих расходов