Изменения законодательства

Приоритетное право....и другие грядущие изменения в законодательство о банкротстве


Реформирование института несостоятельности (банкротства) юридических лиц сделает процедуру более «цивилизованной» и обеспечит баланс интересов должников, кредиторов и государства, поскольку действующее законодательство не предлагает эффективного механизма реабилитационных процедур. Так, по статистике, в России почти 98 % предприятий, в отношении которых применяются процедуры банкротства, не получают шанса на спасение, в том время как в развитых странах достаточно высок процент применения реабилитационных процедур (до 30 %).

Представитель министерства отметил, что современные дела о банкротстве затянуты по срокам, при этом неэффективны в части удовлетворения требований кредиторов. Доля удовлетворенных требований кредиторов не превышает 5 %, при этом высока доля случаев, когда кредиторам не производится вообще никаких выплат (68 %).

В связи с этим подготовлены решения, касающиеся всех аспектов процедуры банкротства.
Одно из них - это так называемый «англо-голландский аукцион», т.е. переход к схеме торгов, когда в рамках одной торговой сессии стоимость реализуемого актива вначале ведется на повышение, а если нет желающих его купить - на понижение, при этом цена может снова повышаться при наличии предложений.

Это позволит значительно ускорить торги, которые сегодня идут в несколько этапов на повышение и затем реализуются через публичное предложение. Сами торги планируется проводить на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.


Чтобы привлечь к торгам больше потенциальных покупателей и повысить конкуренцию на торгах, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте за 30 дней до старта торгов. Удобство и прозрачность позволят расширить круг потенциальных покупателей имущества банкротов, включая физлиц.

Порядок формирования и ведения соответствующей государственной информационной системы утвердит Правительство Российской Федерации.

Изменения коснутся и механизма реструктуризации – предлагается отказаться от таких процедур как «наблюдение», «финансовое оздоровление» и «внешнее управление» в пользу одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры. Мотивировать компанию к «реабилитации» должна предусмотренная возможность подачи в арбитражный суд заявления о реструктуризации долгов, как дополнительная альтернатива заявлению о банкротстве. Период этой процедуры предлагается ограничить сроком до четырех лет.

При этом предлагается обязать собрание кредиторов принять решение о прекращении хозяйственной деятельности через девять месяцев после открытия конкурсного производства. Эта мера нацелена на исключение из процедуры «вечных банкротов», которые годами продолжают вести заведомо убыточную деятельность.
Одна из проблем современных банкротств лежит в плоскости неэффективной работы саморегулируемых организаций, прежде всего, в связи с назначением арбитражных управляющих, аффилированных с участниками (должником или кредитором). Важно отметить, что законопроектом предусмотрена балльная оценка и случайный выбор СРО и арбитражных управляющих, для чего будет создан специальный автоматизированный Регистр арбитражных управляющих.

Рейтинг СРО будет влиять на выбор СРО и арбитражных управляющих. Эти изменения будут способствовать повышению гарантий независимости арбитражного управляющего и более качественной реализации публично-правовой цели института банкротства. Повышаются требования к компенсационному фонду СРО в зависимости от категорий должников (для малых 50 млн. рублей, для средних – 100 млн. рублей, для крупных – 200 млн. рублей).

Изменения коснутся и других аспектов деятельности СРО, в том числе - обязательных требований к ним, порядка прохождения обучения, сдачи экзамена, стажировок арбитражных управляющих и др.

Результатом принятия законопроекта станет большая защищенность имущества и интересов должников - при наличии возможности и желания они смогут с большей вероятностью восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов. Илья Торосов спрогнозировал, что реформа обеспечит рост реабилитационных процедур до 10 %.

Отдельные предложения законопроекта коснулись «наведения порядка» при проведении процедур банкротства стратегических организаций, организаций ОПК, застройщиков. По новому правилу, в отношении стратегических компаний в случае необходимости функции антикризисного и конкурсного управляющего могут осуществляться специальным юридическим лицом (Ростех, Роскосмос, Росатом, ПСБ, единый институт развития в жилищной сфере).

Упрощается порядок выкупа имущества стратегических организаций (передача Российской Федерацией преимущественного права выкупа). При «замещении активов путем реорганизации в форме выделения» новым юрлицам будет сохраняться лицензия. Отдельно оговаривается обеспечение залогом требований по обязательным платежам (выплатам ФНС России).

Небанковские залоговые кредиторы лишаются права на обеспечение своих требований - в пользу фискальных органов, если у банкрота выявилась скрытая налоговая задолженность, устанавливает новый вариант поправок Минэкономразвития в закон о банкротстве.

Ранее это ведомство предлагало ввести такой порядок в отношении всех банкротов без исключения, но после возражений Банка России избавило кредитные организации от риска перехвата их залогов налоговиками.

Согласно последней версии документа налоговые органы получают так называемое право "предшествующего залога имущества должника" (то есть опередят в праве на залог других лиц, даже если до этого он был оформлен в их пользу) в том случае, если долг возник из-за неисполнения должником законодательства о налогах и сборах или сокрытия части обязательных платежей, рассказал источник, знакомый с законопроектом.

Такое правило было в изначальной редакции законопроекта, опубликованной в марте 2020 года, однако теперь в документ внесено дополнение, согласно которому такое правило не распространяется на заложенное по кредитному договору имуществу. Таким образом, банки это новшество не затронет.

Документ изменился после критики со стороны ЦБ РФ. В своем отзыве регулятор писал, что преимущества для налоговых органов могут привести к снижению доступности и повышению стоимости кредитных ресурсов в связи с увеличением доли необеспеченных кредитов. Опасался ЦБ РФ и отказа банков кредитовать организации, в отношении которых ведется налоговая проверка. Это, с одной стороны, только усугубит их финансовое положение, а с другой - в целом негативно скажется на деловом обороте, писал ранее в отзыве регулятор.

В доработанном тексте законопроекта появились также особые правила распределения средств от реализации залога, перешедшего налоговикам. 5%, как и при обычном порядке, должны уйти на погашение судебных расходов и вознаграждение арбитражного управляющего, а остальное пойдет сотрудникам и другим кредиторам первой очереди, пока долг перед ними не будет погашен целиком (в обычной ситуации на это идет 15% от реализации предмета залога). И только после этого оставшиеся средства пойдут в бюджет.

Кроме того, проект наделяет конкурсных кредиторов банкрота, которые не знали о сокрытии им своих долгов по налогам, правом требовать от его контролирующих лиц возмещения вреда. Величина этой компенсации представляет собой разницу между тем, в каком размере требования кредиторов были бы удовлетворены, не будь скрытого налогового долга, и тем, сколько им заплатили в действительности.

Такие предложения содержатся в комплексном законопроекте о реформе института банкротства. Этот документ кардинально меняет процедуру банкротства в России.

Прежде всего, проект сокращает количество процедур несостоятельности - сохраняются только оздоровление и конкурсное производство. Существующие сейчас наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление будут ликвидированы.

Среди предлагаемых новаций - изменение правил реализации имущества банкротов. На смену торгам на повышение должны прийти так называемые голландские аукционы с плавающим ценообразованием.

По задумке Минэкономразвития, торги сначала должны будут идти на повышение, но если желающих купить не будет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения. После этого торги снова пойдут на повышение, однако если никто цену не повысит, то победителем признают того, кто озвучил свое предложение.

Целью подготовки этих изменений Минэкономразвития ранее называло сокращение длительности процедур несостоятельности и повышение эффективности реабилитационных мер.


Источник 1
Источник 2
Федеральное законодательство