Изменения "антиотмывочного закона" - декабрь 2020 года
23/12/2020 года государственной думой приняты поправки в 115-ФЗ от 07/08/2001 года в части ужесточения требований к блокировкам счетов.
Что меняется:
Если клиент банка после вопросов от антиотмывочных служб вдруг передумал открывать счет или наоборот, решил вместо ответов счет закрыть, то такой клиент признается подозрительным и о нем необходимо сообщить в РосФинмонитринг.
Нельзя отказывать в открытии счета физическим лицам. Даже если внутренние,контролирующие процесс службы понимают, что перед ними номинал и /или возможный обнальщик, который не может объяснить, что он делает в банке, а ему по телефону диктуют ответы на вопросы…. Все равно, счет должен быть открыт.
Решение об отказе клиенту в открытии счета или операции должен принимать один специально уполномоченный сотрудник. Обычно таковым является первое лицо в службах финансового мониторинга банков. Такое требование было и раньше, просто оно перекочевало из указания ЦБ в закон.
Отказ клиента от предоставления документов по запросу банка теперь не является причиной для отказа в проведении операций. Однако, право банка отказать клиенту по иным причинам, осталось. Собственно, здесь ничего не поменяется, просто банки будут отказывать с другой формулировкой.
Клиенты, которые попали в "черный список " (550-П/639-П) теперь могут реабилитироваться не только через долгую процедуру в рамках комиссии при ЦБ, но еще и через суд, что не намного быстрее, но возможно, более устойчиво. Причем, если суд примет решение в пользу клиента, то банк обязан удалить клиента из "черного списка" на следующий день после поступления решения суда. ( Сотрудники АНО ИКАР имеет многолетний опыт работы внутри банков и, в том числе занимаются представлением интересов в судах. Записаться на консультацию можно здесь
Банк обязан в течении 5 рабочих дней письменно обосновать причину отказа в открытии счета или операции. Данная норма не нова, она из подзаконных актов перекочевала в закон.
Еще одна норма, переехавшая из Положения ЦБ в закон – факт нахождения клиента в черном списке не может служить единственным основанием для признания такого клиента сомнительным.
Если клиент захочет себя удалить из черного списка отказников, то банк обязан в течении 7 рабочих дней рассмотреть его пояснения и документы. Ранее такой срок был равен 10 рабочим дням.