Что меняется:
- Если клиент банка после вопросов от антиотмывочных служб вдруг передумал открывать счет или наоборот, решил вместо ответов счет закрыть, то такой клиент признается подозрительным и о нем необходимо сообщить в РосФинмонитринг.
- Нельзя отказывать в открытии счета физическим лицам. Даже если внутренние,контролирующие процесс службы понимают, что перед ними номинал и /или возможный обнальщик, который не может объяснить, что он делает в банке, а ему по телефону диктуют ответы на вопросы…. Все равно, счет должен быть открыт.
- Решение об отказе клиенту в открытии счета или операции должен принимать один специально уполномоченный сотрудник. Обычно таковым является первое лицо в службах финансового мониторинга банков. Такое требование было и раньше, просто оно перекочевало из указания ЦБ в закон.
- Отказ клиента от предоставления документов по запросу банка теперь не является причиной для отказа в проведении операций. Однако, право банка отказать клиенту по иным причинам, осталось. Собственно, здесь ничего не поменяется, просто банки будут отказывать с другой формулировкой.
- Клиенты, которые попали в "черный список " (550-П/639-П) теперь могут реабилитироваться не только через долгую процедуру в рамках комиссии при ЦБ, но еще и через суд, что не намного быстрее, но возможно, более устойчиво. Причем, если суд примет решение в пользу клиента, то банк обязан удалить клиента из "черного списка" на следующий день после поступления решения суда. ( Сотрудники АНО ИКАР имеет многолетний опыт работы внутри банков и, в том числе занимаются представлением интересов в судах. Записаться на консультацию можно здесь
- Банк обязан в течении 5 рабочих дней письменно обосновать причину отказа в открытии счета или операции. Данная норма не нова, она из подзаконных актов перекочевала в закон.
- Еще одна норма, переехавшая из Положения ЦБ в закон – факт нахождения клиента в черном списке не может служить единственным основанием для признания такого клиента сомнительным.
- Если клиент захочет себя удалить из черного списка отказников, то банк обязан в течении 7 рабочих дней рассмотреть его пояснения и документы. Ранее такой срок был равен 10 рабочим дням.
Карточка законопроекта