Изменения законодательства

Изменения в УК РФ в части статей 193 и 193-1

Таможенные органы будут наделены полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж.
В гос думу внесен соответствующий законопроект № 106966-8. 
Преступления по выводу капитала предусмотрены уголовным кодексом:
✔️ ч. 1 ст. 193: уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ;
✔️ ч. 1 ст. 193-1: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета нерезидентов с использованием подложных документов.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77% совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел. 
Сейчас таможенники возбуждают дела и направляют их по подследственности в следственное подразделение МВД России. Такие дела очень специфические и требуют наличия специальных знаний и навыков.
В результате наиболее опытные следователи МВД максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел и препятствует наиболее эффективному распределению сил и средств.
Внесение предлагаемых изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории. 

Из пояснительной записке к законопроекту: 
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения уголовно-процессуального законодательства с участием Г енеральной прокуратуры Российской Федерации, ФТС России и МВД России. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77% совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел.

В результате орган дознания таможни возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение не более 10 суток неотложные следственные действия и направляет по подследственности в следственное подразделение органа внутренних дел МВД России для производства предварительного следствия. Всего за период с 2019 по 2021 годы в следственные подразделения МВД России передано свыше 3 600 сообщений о преступлениях и уголовных дел, связанных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, из которых около 1 300 - той категории преступлений, которые предлагается отнести к компетенции таможенных органов.

Несмотря на незначительную долю приведенного количества сообщений о преступлениях и уголовных дел от общей нагрузки следственных органов МВД России расследование таких преступлений требует выделения особых ресурсов: следователей и оперативных работников, имеющих значительный опыт в сфере противодействия преступлениям в экономической сфере, связанным с осуществлением международных финансовых и иных банковских операций, таможенных и налоговых правоотношений, закупки для государственных нужд и т.п. Уголовное судопроизводство по указанным сообщениям о преступлениях и уголовным делам характеризуется значительным объемом подлежащих выполнению следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-разыскных мероприятий, что осложняется широкой географией их проведения, поскольку места совершения валютных операций зачастую находятся на значительном удалении от мест фактического совершения преступной и связанной с ней хозяйственной деятельности.

В результате наиболее опытные должностные лица следственных и оперативно-разыскных подразделений МВД России максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел и препятствует наиболее эффективному распределению сил и средств. Передача сообщений о преступлении или уголовного дела из таможенного органа, которым проведена масштабная работа по выявлению и документированию преступления, как правило, осуществляется в следственный орган, расположенный в другом регионе (по месту совершения финансовых операций, а не ведения хозяйственной деятельности), что затрудняет и замедляет взаимосвязь и непрерывность процессов документирования преступной деятельности.

Таможенные органы выявляют указанные преступления по результатам осуществления функций органа валютного контроля, проводят оперативноразыскную деятельность и производят неотложные следственные действия по закреплению следов преступления, а также ведут расследование по делам об административных правонарушениях, совершаемых в нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации теми же субъектами, которые фигурируют в передаваемых в следственные органы уголовных делах и материалах. Наработки таможенных органов по противодействию незаконным валютным операциям в рамках проведения валютного контроля, а также в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности, производства неотложных следственных действий, наличие достаточного количества специалистов в указанной сфере и необходимого информационного обеспечения, в том числе в части таможенного оформления товаров, создают благоприятные предпосылки к реализации указанного потенциала в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж в рамках расследования уголовных дел.

При этом отсутствие у таможенных органов полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц. Внесение предлагаемых изменений в действующее уголовнопроцессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории.

В то же время законопроектом предусмотрено сохранение возможности предварительного следствия следователями органа, выявившего эти преступления. Аналогичный порядок действует в настоящее время в отношении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 2001 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов). В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Федеральное законодательство