Изменения законодательства

Обзор изменений в НК РФ и налоговые последствия 236-ФЗ

В прошлую пятницу принят Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. https://clck.ru/VuiCu), который вносит масштабные изменения в НК РФ по НДС, налогу на прибыль, акцизам и государственной пошлине.


Ждем детальные обзоры от лидеров рынка, а пока рассмотрим несколько изменений, которые важные для структурирования сделок с российскими активами.


ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА ПРОЦЕНТОВ


С 1 января 2022 года изменятся ставки, которые используются в качестве ориентира для расчета доверительного интервала процентов согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ. Так, ставка EURIBOR будет заменена на ставку STR, ставка ЛИБОР заменена на ряд ставок, устанавливаемых для обязательств в разных валютах: SONIA (фунты стерлингов), SOFR (доллары США), SARON (швейцарские франки) и TONAR (японские йены).

Эти изменения связаны с предположительным прекращением расчета ставок LIBOR в 2023 г. (см. подробнее

http://walton.biz/news_453.htm

) и могут потребовать от российских налогоплательщиков пересмотра условий заимствования с тем, чтобы уровень процентной ставки оставался в рамках доверительного интервала.


УПЛАТА НДС ЗА ИНОСТРАННОЕ ЛИЦО С НАЛОГОВОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ОСНОВАНИЮ


С 1 октября 2021 г. ст. 161 НК РФ будет изложена в новой редакции, утоняющей, что российские покупатели (российские посредники, участвующие в расчетах) должны выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, зарегистрированных в российских налоговых органах по следующим основаниям:

состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории РФ (за исключением осуществления реализации указанных товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ).

Напомню, что текущая редакция ст. 161 НК РФ предусматривает, что российский покупатель выступает налоговым агентом только в случае приобретения товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Соответственно, сегодня существует правовая неопределенность в части порядка администрирования НДС: иностранные лица, которые состоят на учете в российских налоговых органах по «специальным основаниям» не готовы самостоятельно уплачивать этот налог в бюджет и выставлять счета-фактуры российским покупателям, тогда как российские покупатели не вправе выполнять функцию налогового агента в случае, не предусмотренном НК РФ.


ВЫЧЕТ НДС ПО ИМУЩЕСТВУ, ВНЕСЕННОМУ В ПИФ


С 1 октября 2021 года также вступит в силу новая редакция п.11 ст. 171 НК РФ, в которой учтена возможность заявления вычета по НДС при получении имущества (нематериальных активов, имущественных прав) в качестве взноса в ПИФ у управляющей компании фонда, получившей от учредителя доверительного управления имущество в доверительное управление. Такому вычету подлежат суммы налога, которые были восстановлены пайщиком (учредителем доверительного управления) в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Такие изменения повысят привлекательность ПИФов как инструмента инвестирования в российскую недвижимость. Действительно, в настоящее время передача объектов недвижимости в ПИФ неэффективна с налоговой точки зрения: передающая сторона должна восстановить НДС в отношении их несамортизированной стоимости, тогда как у управляющей компании отсутствуют правовые основания для того, чтобы заявить корреспондирующий вычет. В этой связи на практике в ПИФ обычно передают денежные средства для последующей покупки актива и/или доли (акции) компаний, владеющих активами.


НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИСУТСТВИИ ИНОСТРАННЫХ ИТ-КОМПАНИЙ В РФ


Вчера подписан Федеральный закон от 01 июля 2021 г. №236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» (далее- Закон, см. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388781/).

Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ.

Определение лиц, на которых распространяется регулирование, установлено ст. 4 Закона. В частности, согласно п.1 ст.4 Закона, под иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории РФ, понимается иностранное лицо, осуществляющее любую деятельность, не запрещенную на территории РФ, осуществляемую при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта в сети "Интернет", и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории РФ, а также при одном из следующих условий:

1) на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ;

2) на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;

3) иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;

4) иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.


Согласно п.3 ст. 5 Закона, иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети "Интернет" на территории РФ, обязано создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории РФ филиала, или представительства, или российского юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 7 Закона. Это положение Закона вступает в силу с 1 января 2022г.


В свою очередь ст.7 Закона определяет, что такие филиалы или представительства или российские юридические лица должны обеспечивать:

1) прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций к иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети "Интернет" на территории РФ, исполнение решений судов, решений (требований) государственных органов РФ, принятых в отношении такого иностранного лица;

2) представление интересов иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории РФ, в судах;

3) принятие мер на территории РФ по ограничению доступа к информации и (или) удалению информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ на информационном ресурсе иностранного лица, если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.


С какими налоговыми последствиями столкнуться иностранные ИТ-компании в связи с принятием Закона?


Во-первых, создание филиала/открытие представительства или учреждение российского юридического лица означает, что иностранная компания или ее дочерняя российская компания будут зарегистрированы в российских налоговых органах. А как быть, если иностранная компания уже имеет налоговую регистрацию для целей оказания услуг в электронной форме российским клиентам? Для иностранной компании безусловно более выгодным вариантом будет отказ от такой специальной налоговой регистрации (которая не предполагает возможность вычета «входящего» российского НДС) и переход на общий порядок расчетов по НДС через филиал/представительство/дочернюю компанию, которые не только будут обязаны уплатить в бюджет «исходящий» НДС, но и смогут заявить налоговые вычеты по НДС по приобретенным на российской территории товарам (работам, услугам) по облагаемой НДС деятельности.


Во-вторых, создание российского филиала/представительства или российской дочерней компании означает, что степень присутствия иностранной ИТ-компании на российской территории увеличится. При этом фактически выполняемые на российской территории функции могут быть шире, чем обеспечение обязательных требований, установленных ст. 7 Закона. В этой связи иностранные ИТ-компании могут столкнуться с образованием постоянного представительства в РФ, что потребует аллокации части прибыли на такое постоянное представительство и уплаты в отношении такой части прибыли российского налога на прибыль. Вполне вероятно, что в недалеком будущем для таких ИТ-компаний будут законодательно установлены новые принципы аллокации прибыли к российскому постоянному представительству, учитывающие размер клиентской базы в РФ и величину доходов, получаемых ими от российских клиентов.


И, наконец, создание российского филиала/представительства или российской дочерней компании, скорее всего, приведет к необходимости либо найма российских работников, либо релокации иностранных работников в РФ. В этой связи иностранные ИТ-компании будут нести расходы по уплате и администрированию расчета НДФЛ (в качестве налогового агента) и социальных взносов в отношении выплат в пользу работников филиала/представительства или российской дочерней компании.

То есть, помимо достижения регуляторах целей, принятие Закона может привести к увеличению налоговых поступлений в российский бюджет от иностранных ИТ-компаний.

Федеральное законодательство