Новости

РБК о соглашениях об избежании двойного налогообложения - чего ждать налогоплательщикам?

В апреле-мае 2020 года Минфин России, как известно, направил на Кипр, Мальту и в Люксембург, а позднее и в Сингапур письма, в которых предложил пересмотреть условия Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с этими странами. По этим двусторонним соглашениям Россия еще в 1990-х годах договорилась, что будет взимать с доходов, полученных на российской территории и выводимых в эти страны в виде дивидендов или процентов по займам, налоги по ставкам от 0 до 5% (у каждой страны свои условия). Теперь Минфин РФ настаивает на увеличении ставок до 15% для всех без исключения, в противном случае угрожая вовсе выйти из соглашений в одностороннем порядке. В этом случае ставки станут еще менее выгодными, говорит Светлана Виногорова, старший юрист «Григорьев и партнеры»: 15% — для дивидендов, 20 и 30% — для долговых процентов в зависимости от того, кто является их получателем — компания или человек.
Официально сообщается, что в случае принятия предложения каждой из стран соглашения в новых редакциях могут начать свое действие уже с 1 января 2021 года. Дедлайн для ответа у всех четырех офшоров — июль 2020 года. Они могут согласиться, могут не согласиться и в случае выхода РФ из соглашения подать в суд.
Александра Иванова, советник АБ «Торн»
«На самом деле появление этих писем Минфина вызвано не кризисом в России, а вступлением в силу для нашей страны в 2021 году Конвенции MLI. Ее идея заключается в следующем: если за счет использования СИДН доход не будет облагаться ни в одной стране, ни в другой, то страна — источник дохода имеет право не применять СИДН. Раньше за счет использования особенностей местного законодательства получалось выводить деньги из России через тот же Кипр с минимальными расходами. С учетом предстоящего вступления в силу Конвенции MLI Россия хочет, чтобы налог с таких доходов поступал не в казну Кипра, Мальты и т.д., как это будет согласно Конвенции MLI, а в казну РФ. И надежнее всего для этого взимать налог уже на этапе выплаты дивидендов или процентов».
РБК Pro узнал у экспертов в области налогового права, какие риски для бизнесменов несет каждый из возможных вариантов развития событий и какие у компаний есть варианты для их минимизации.
Суть действующих СИДН
Соглашения устанавливают в том числе перечни налогов, к которым они применяются, то есть от взимания каких налогов какая страна в каком случае воздерживается или их уменьшает, и на сколько. «Так, СИДН с Кипром применяется к кипрским подоходному налогу, корпоративному налогу на доход, специальному сбору на защиту республики, налогу на имущество и на прирост стоимости капитала. СИДН с Люксембургом затрагивает местные налоги на доходы корпораций и физических лиц, на имущество и коммунальный налог с продаж, СИДН с Мальтой — подоходный налог. Россия в основном предоставляет освобождение от следующих налогов: НДФЛ, налог на имущество, налог на прибыль», — объясняет Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business. Для применения СИДН важны резидентство гражданина или компании, местонахождение имущества, офиса (например, резидент Кипра, являющийся российским гражданином, платит налоги по кипрскому законодательству; но сбор на защиту республики платит только налоговый резидент Кипра; налог на недвижимость, как правило, оплачивается в том государстве, где расположена недвижимость, и т.д.).
Как говорит Максим Симонов, партнер «Дювернуа Лигал», сейчас в бюджет РФ от доходов офшорных холдингов из российских «дочек» идет только 5–10% (в Люксембурге 15%) с дивидендов, а с долговых процентов и вовсе 0% (и только на Мальте 5%). В самих этих юрисдикциях доходы, полученные из России, вообще почти не облагаются налогами, что до сих пор обеспечивало стабильный интерес как российских бизнесменов, так и иностранных инвесторов к созданию компаний в перечисленных странах.
Между тем, как говорит Александр Ерасов, советник Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, у каждой из стран, получивших «письма счастья» от российского Минфина, ситуация принципиально разная. Так, Республика Кипр традиционно используется международными группами компаний с российскими корнями: кипрские компании во многих группах являются холдинговыми и финансовыми компаниями, которые получают дивиденды и через которые происходит инвестирование денег в бизнес. Люксембург же является базой для инвестиций из США: многие американские корпорации исторически так структурированы, что их холдинговые и финансовые компании расположены в Великом герцогстве. «С Мальтой я встречаюсь не так часто. В большинстве случаев это королевство используется как страна для получения гражданства и налогового резидентства состоятельными российскими гражданами, потому что там льготные условия предоставления гражданства за инвестиции, и при этом страна входит в Евросоюз. С точки зрения корпоративного инвестирования Мальта встречается гораздо реже», — говорит Ерасов.
Что будет, если офшоры примут условия РФ
По мнению экспертов, последствия для каждой из стран будут разные. Так, говорит Ерасов, Кипр станет менее интересным с налоговой точки зрения, но у него останутся иные преимущества, которые будут способствовать сохранению интереса к этой республике, в том числе со стороны российских инвесторов. «Уже сейчас есть компании, зарегистрированные на Кипре, но являющиеся налоговыми резидентами России. Они платят налоги в РФ, однако пользуются всеми плюсами кипрской «прописки», такими как более выгодные условия кредитования в европейских банках, а главное — у них есть возможность использовать преимущества английского права и судиться в международных судах». Аналогично и на Мальте, ее основное преимущество никуда не исчезнет. «После изменения соглашений об избежании двойного налогообложения инвестиционное гражданство Мальты в любом случае по-прежнему останется одним из самых доступных», — говорит эксперт.
Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business
«Выгоднее всего налоговые ставки, установленные в СИДН с Кипром. Именно этим объясняется тот факт, что объем прямых инвестиций из России в эту страну превышает аналогичные показатели по Люксембургу и Мальте в два раза. В соглашении с Люксембургом, например, если не соблюдаются специальные условия, указанные в нем, ставка налога будет составлять 15%. Таким образом, в случае, если во всех трех государствах будет применяться одинаковая налоговая ставка в размере не более 15%, вероятно, инвестиции будут распределяться иначе — в зависимости от конкретной ставки налога, который будет подлежать взысканию с организации — получателя дивидендов или процентов из Российской Федерации».
Также эксперты отмечают, что ряд доходов изменения не затронут. Так, говорит Симонов, останется прежней налоговая нагрузка на процентные доходы, которые выплачиваются по евробондам российских компаний и по кредитам, которые им выдали иностранные банки. А по словам Ирины Курильской, старшего юриста «ССП-Консалт», под удар пока не попадают роялти, которые выплачивают российские «дочки» своим структурам в указанных юрисдикциях, являющимся держателями интеллектуальных прав. «С учетом того, что предлагаемые нововведения не коснутся иных налогов, кроме налогов на проценты и дивиденды, представители бизнеса и граждане РФ сохранят интерес в осуществлении деятельности в рассматриваемых юрисдикциях», — резюмирует Гузь.
Наконец, сегодня все большую популярность набирает так называемый сквозной подход к налогообложению международных холдингов. Если, например, российская «дочка» принадлежит кипрской компании, а та, в свою очередь, — офшору на BVI, то выплата дивидендов из РФ на Кипр будет носить транзитный характер. В этом случае СИДН России с Кипром применять нельзя, но зато можно применить сквозной подход — обложить такой доход в России налогом по ставке, которая применялась бы, если бы доход выплачивался непосредственного фирме на BVI.
Дмитрий Бабинер, партнер EY
«В подавляющем большинстве случаев Кипр исторически использовался для структурирования владения российским бизнесом самими гражданами, налоговыми резидентами РФ. С 2018 года налоговое законодательство позволяет российским и иностранным налоговым резидентам, которые являются фактическими получателями дохода (ФПД), применять так называемый сквозной подход. Суть в том, что такой резидент письменно обосновывает и подтверждает, что он является ФПД, и тогда считается, что доход (дивиденды/проценты) получен именно этим лицом, а не компанией на Кипре. Соответственно, наличие «прокладки» в виде юридического лица (компании) на Кипре (или иных странах) не имеет никакого значения. Реально очень многие бизнесы со структурой на Кипре применяли именно такой подход. Соответственно, для таких бизнесов факт изменения или денонсации СИДН не имеет никакого значения. Если только правительство не планирует отменить сквозной подход, но пока таких планов заявлено не было».
По словам экспертов, главными пострадавшими будут компании, зарегистрированные на Кипре, Мальте, в Сингапуре и Люксембурге, которые являются фактическими получателями дохода от участия в российских компаниях и при этом разместили свои акции или GDR (депозитарные расписки на акции) на бирже. Также под удар попадут те компании, которые в течение последних лет действительно перевозили/нанимали персонал на Кипре, Мальте и Люксембурге, фактически осуществляли там деловую активность и признавали себя фактическими получателями дохода (это могут быть финансовые компании, управляющие компании частных фондов). Наконец, говорят налоговые консультанты, пострадают крупные международные компании с региональными штаб-квартирами в указанных странах (в меньшей степени касается Кипра и Мальты и большей — Люксембурга).
Что будет, если СИДН будут расторгнуты
Если Кипр, Люксембург, Мальта и Сингапур не согласятся обсуждать изменения соглашений и конвенции и таковые будут расторгнуты, это негативно скажется не только на лицах, которые получают дивиденды и проценты, но также и на российских гражданах и юридических лицах, которые владеют имуществом на территории указанных государств или получают там какой-либо доход. «Важно, что эти юрисдикции в такой ситуации станут менее привлекательными для всех граждан и организаций в силу того, что любые доходы, поступившие из этих государств или из России в эти государства, будут облагаться налогом дважды — и в России, и в этих государствах», — говорит Гузь.
Что делать резидентам офшоров
Сейчас, отмечают налоговые консультанты, их клиенты, использующие в своем бизнесе структуры на Кипре, Мальте, в Люксембурге и Сингапуре, напряженно ждут, какой ответ дадут эти юрисдикции российскому Минфину. В зависимости от решения, принятого той или иной страной, надо будет принимать решения и на уровне своего холдинга.
Самый простой и напрашивающийся вариант — выплатить в 2020 году дивиденды сразу и за 2021 год. «По информации Минфина РФ, изменения вступят в силу 1 января 2021 года и не будут распространяться на доходы, выплачиваемые из РФ в 2020 году», — говорит Виногорова.
Но от него юристы предостерегают: резиденту надо обосновать необходимость переноса срока выплаты, причем ссылаться следует на какие-то иные причины, не налоговые, иначе это будет расценено как злоупотребление. Поэтому, по словам Ивановой, российские компании планируют просто выплатить максимально возможную в соответствии со своими уставами и ГК сумму дивидендов и процентов за 2020 год.
Как говорит Курильская, сейчас налоговые консультанты по заказу своих клиентов внимательно анализируют, как отразится изменение ставок или расторжение СИДН на конкретную компанию: «Рассматриваются вопросы о возможности изменения бенефициарного собственника дохода, о переносе выплат дивидендов с 2021 на 2020 год. Изучаем возможности уменьшения размера налогов в офшорах на сумму налога, удержанного в России. Оцениваем возможность применения сквозного подхода. Изучаем целесообразность реструктуризации группы компаний: например, передать акции российской компании конечному холдингу, расположенному не в транзитной юрисдикции».
Переезд холдинга в офшор, который пока не получил «письмо счастья» (например, Гонконг), эксперты считают не самым правильным решением: рано или поздно, по их мнению, Минфин РФ напишет всем. Кроме того, говорит Иванова, с вступлением в силу в 2021 году Конвенции MLI, а главное — с отработкой ее механизмов, привлекательность всех офшорных СИДН сойдет на нет в самое непродолжительное время. «Следующие письма Минфина после Кипра, Мальты, Люксембурга и Сингапура должны получить другие страны, куда уходят российские деньги, но при этом откуда, по мнению нашего правительства, не идут реальные иностранные инвестиции. Руководствуясь этой логикой, я бы не сбрасывал со счетов Гонконг и Нидерланды, хотя из этих стран могут приходить и реальные иностранные инвестиции», — рассуждает Антон Кабаков, управляющий партнер Forte Tax & Law. Впрочем, по мнению Бабинера, пока не все низконалоговые юрисдикции еще атакованы российским Минфином (кроме перечисленных есть еще вполне приличные Швейцария, Ирландия), пространство для маневра еще остается.
В итоге для некоторых компаний с российскими корнями оптимальными решениями, скорее всего, станут ликвидация всех офшорных структур и введение в легальный оборот итоговых бенефициаров — налоговых резидентов России. Правда, не все российские бенефициары имеют возможность объяснить происхождение своих средств, за счет которых были сделаны вложения в российские компании, поэтому и здесь может возникнуть заминка.
Впрочем, эксперты называют еще один вариант — редомициляцию (перерегистрацию компании без ее ликвидации) в российские офшоры (точнее, специальные административные районы, САР): на остров Русский в Приморском крае или в Калининград. Однако, уточняет Гузь, такой перевод требует соблюдения дополнительных условий, а его выгода значительно зависит от деятельности самой компании.
Время есть
По словам консультантов, самое правильное, что можно сделать прямо сейчас, — это подождать того, что будет дальше. «Общая рекомендация для компаний и граждан — не торопиться в своих действиях, а здраво оценить собственные условия, — говорит Светлана Гузь. — Принимая упреждающие действия, компаниям следует учитывать решения, принятые иностранными государствами, и взвешивать риски при выборе направления своих дальнейших действий: оставаться в иностранной юрисдикции и платить 15% либо уходить, что потребует немалых структурных изменений и сопутствующих расходов, а также привлечет дополнительное внимание налоговиков».
В любом случае, говорит Бабинер, спешить ни к чему: времени у российских и зарубежных инвесторов еще достаточно: «Соглашение с Кипром невозможно изменить или денонсировать ранее 2021 года, а с Мальтой и Люксембургом, вероятно, ранее 2022 года, потому что соглашения с Мальтой и Люксембургом предусматривают шестимесячный период для уведомления о денонсации договора. Соответственно, у Минфина РФ не остается пространства для маневра: если они хотят денонсировать соглашения, то уведомление об этом должно быть направлено до 1 июля 2020 года, а до этого времени должен быть принят и вступить в силу федеральный закон о денонсации».
Но, отмечает эксперт, 1 июля только истекает дедлайн ответа на письма Минфина. И в том, что такой закон будет принят в мае или начале июня, есть сомнения. Следовательно, риск денонсации соглашений с Мальтой и Люксембургом автоматически сдвинется на 2022 год. «Представить себе, что эти страны оперативно согласуют изменения, тоже невозможно. В обычной обстановке это был бы многомесячный процесс, а в ситуации текущих карантинов во всех этих странах, очевидно, никакой быстрой реакции с их стороны не будет. Вывод — никаких дополнительных поступлений в бюджет в 2020 году точно не будет и, вероятно, не будет и в 2021 году. Возможно, в 2022-м».

Ссылка на источник: https://pro.rbc.ru/demo/5ebe4a159a794775ab7144e0?from=newsfeed
--
Новости