Изменения законодательства

Изменения требований в рамках ПОД/ФТ

В связи с вступлением в силу изменений 01.03.2022 в Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Согласно этим изменениям организации предоставляют информацию о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В связи с вступлением в силу изменений 01.03.2022 в Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С 01.03.2022 вступает обязанность анализировать не только разовые операции (сделки), но и совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, имеющих признаки, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

С 01.03.2022 аналогичные изменения внесены в ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Соответственно Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения актуализированы.

С 02.03.2022 вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 492, которые устанавливают квалификационные требования к специальным должностным лицам. Установлены квалификационные требования к специальным должностным лицам ст. 7.1 (к адвокатам, нотариусам, лицам, оказывающим бухгалтерские/юридические услуги, аудиторам и к лицам аудиторских организаций).

Установлено, что лица ст. 7.1 (их специальные должностные лица) обязаны проходить целевой инструктаж. Определены требования к обучению кадров лиц ст. 7.1. С 02.03.2022 на лиц ст. 7.1 официально распространяются требования к обучению, утвержденные Приказом Росфинмониторинга №203 (вводный инструктаж, дополнительный, целевой инструктаж и повышение уровня знаний), ранее требования не были закреплены нормативным актом.

C 04.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 № 219 «Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Правительство РФ утвердило правила осуществления надзора. Определены объекты и субъекты контроля, виды контроля. Применяется риск-ориентированный подход. Предусмотрен дистанционный мониторинг за исполнением требований законодательства через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. По его итогам будут рассчитываться индикаторы риска в отношении каждого субъекта.

Это напоминание Нам, что необходимо внимательно относиться к работе с личным кабинетом на портале Росфинмониторинга, своевременно проводить проверку клиентов (скачивать Перечни, Решения), загружать необходимые документы, от этого зависит риск оценка исполнения законодательства о ПОД ФТ ФРОМУ, соответственно проведение контрольных и надзорных мероприятий в отношении нашей организации по итогам неудовлетворительного уровня риска.

15 марта 2022 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 г. № 365 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492», которое приводит в соответствие к нормам законодательства Российской Федерации использование новых терминов. Термин «операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» заменяется понятием «подозрительные операции». Также в целях приведения в соответствие положений Постановления Правительства № 492 Федеральному закону № 115-ФЗ меняется отсылочная норма. Часть положений вступило в силу 15 марта 2022 года. Отдельные положения вступили в силу с 22 марта 2022 года.

18 марта 2022 году вступило в силу Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №322 "О внесении изменения в пункт 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц". Изменениями установлено, что информация о включении в соответствующий перечень Росфинмониторинга или об исключении из него также доводится в том числе до доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица.

22 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения вносятся в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

1. Федеральный закон дополнен новой обязанностью субъектов. Пункт  5.14. "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до предоставления новых услуг и (или) программно-технических средств, обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом, обязаны оценивать возможность использования таких услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и по результатам этой оценки принимать меры, направленные на снижение (минимизацию) данной возможности".
Указанные меры должны быть прописаны в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

2. Введено понятие «подозрительные операции» - операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3. Введен новый пп. 3.1 п. 1 ст. 7 «При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов оценивать степень (уровень) риска совершения ими подозрительных операций (ранее уже была установлена обязанность присваивать клиенту уровень риска) в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг), предоставляемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и относить каждого клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций.
Принимать в соответствии с правилами внутреннего контроля меры по снижению выявленных в соответствии с подпунктом 3.1 настоящего пункта рисков совершения клиентами подозрительных операций.


26.03.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесены изменения в ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, статья дополнена новым субъектом - исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".

01.04.2022 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 № 18 «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С 01.04.2022 Приказ Росфинмониторинга №110 о порядке предоставления информации в Росфинмониторинг утрачивает силу. Принципиально изменений в направлении сообщений нет. Обратить внимание необходимо на пункт 11 Особенностей В целях выявления операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, необходимо использовать перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), приведенный в приложении к Особенностям, и описание кодов данных признаков, размещенное на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе "Документы Росфинмониторинга". На сегодняшний день описание кодов на сайте Росфинмониторинга отсутствует. Ниже приведен скрин сайта Росфинмониторинга, где должно быть размещено описание кодов. Коды признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), включенные в ПВК (имеется в виду коды на основании Приказа Росфинмониторинга №103) используются при формировании информационной части ФЭС. Рекомендую внимательно ознакомиться с новым приказом № 18.

АНО ИКАР является аккредитованной организацией и осуществляет следующие виды деятельности: 

  1. проведение целевого инструктажа с выдачей свидетельства, утвержденного образца. 
  2. проведение инструктажа в форме повышения квалификации, с выдачей свидетельства, утвержденного образца. 
  3. Разработка Правил внутреннего контроля с учетом требований законодательства. 
  4. Абонентское обслуживание организаций в рамках ПОД/ФТ. 
  5. Проведение тренинга-практикума от сотрудника банка на тему: Что делать, чтобы счет не заблокировали?
  6. Тренинг-практикум "Как вести себя в рамках проверок и запросов контрольных органов? 
  7. Специализированные корпоративные тренинги 
Федеральное законодательство Акты регуляторов