Изменения законодательства

Пандемия и аудиторские отчеты - Минфин расскажет

Сложная эпидемиологическая ситуация, распространение коронавирусной инфекции, предпринимаемые меры по предупреждению ее распространения оказали и продолжают оказывать влияние на организацию и проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, при приеме новых аудиторских заданий, планировании аудита, выполнении аудиторских процедур, взаимодействии с лицами, отвечающими за корпоративное управление у аудируемого лица, а также с предшествующим аудитором.

При организации и осуществлении аудиторской деятельности аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны принимать во внимание следующие факторы (не ограничиваясь ими):

1) принадлежность аудируемого лица или потенциального аудируемого лица к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (в частности, авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, деятельность по организации конференций и выставок, по предоставлению бытовых услуг населению);

2) ограничения на передвижение сотрудников и работу в офисах;

3) необходимость пересмотра оценки рисков, связанных с деятельностью аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетностью, а также пересмотра принятых ответных действий на выявленные риски;

4) существенное влияние текущей ситуации на соблюдение аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности;

5) чрезвычайно высокий уровень неопределенности в развитии экономической ситуации, в частности, в ближайшие 12 месяцев;

6) невозможность очного общения с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) и (или) иными лицами, ответственными за корпоративное управление у аудируемого лица;

7) сложность осуществления надлежащего внутреннего контроля качества работы, связанная, среди прочего, с дистанционным общением членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работой членов аудиторской группы в удаленном режиме, с обеспечением виртуального доступа к аудиторским файлам посредством IT-технологий;

8) сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора.

Вместе с тем, несмотря на сложности текущей ситуации, в соответствии с Международным стандартом аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н, аудитор должен соблюдать все Международные стандарты аудита (далее – МСА), являющиеся значимыми для конкретного аудиторского задания. Если аудитор не выполнил все требования МСА 200 и всех остальных МСА, являющихся значимыми для конкретного аудита, он не может заявлять о соблюдении МСА в своем аудиторском заключении.

Для полного достижения всех целей аудитора ему следует при планировании и проведении аудита использовать все цели, заявленные в конкретных значимых МСА, с учетом взаимных связей между отдельными стандартами с тем, чтобы:

(a) определять наличие необходимости проведения дополнительных аудиторских процедур, помимо предусмотренных в МСА, для достижения всех целей, заявленных в МСА;

(b) оценивать собранные надлежащие аудиторские доказательства на предмет достаточности.

В исключительных обстоятельствах аудитор может счесть необходимым отступить от выполнения того или иного значимого требования конкретного стандарта. В таких обстоятельствах для достижения цели этого требования аудитор должен выполнить альтернативные аудиторские процедуры. Необходимость отступления аудитором от выполнения того или иного значимого требования может возникать лишь в случае, когда это требование состоит в выполнении некой процедуры, а в обстоятельствах конкретного задания для достижения цели этого требования данная процедура неэффективна.

Если аудитор не может достичь той или иной цели, предусмотренной в соответствующем стандарте, он должен оценить, не является ли это препятствием для достижения им основных целей аудитора, что, в свою очередь, требует от него в соответствии с МСА модифицировать аудиторское мнение или отказаться от дальнейшего выполнения аудита.

В соответствии с Международным стандартом аудита 500 «Аудиторские доказательства», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н, аудитор должен разрабатывать и проводить надлежащие аудиторские процедуры, соответствующие обстоятельствам, для целей сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

В соответствии с Международным стандартом аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н, аудитор выражает мнение с оговоркой в тех случаях, когда он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим. Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим.

В соответствии с МСА 200 аудитор должен планировать и проводить аудит с профессиональным скептицизмом, отдавая себе отчет в том, что могут существовать такие обстоятельства, при которых финансовая отчетность окажется существенно искажена.


Так же:
Письмо Минфина:Письмо Минфина России от 07.04.2020 № 07-02-09/27403 «О порядке осуществления аудиторской деятельности в условиях сложной эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»
Письмо Минфина России и ФНС России от 07.04.2020 № 07-04-07/27289 / ВД-4-1/5878@ о сроках представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. в связи с установлением нерабочих дней с 4 апреля по 30 апреля 2020 г.
Письмо Минфина России и ФНС России от 27.03.2020 № 07-04-07/24096 / ВД-4-1/5303@ о сроках представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.
Акты регуляторов