Изменения законодательства

Светофор начнет светить на уровне закона

В Государственную думу внесен законопроект об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к уровням риска совершения ими подозрительных финансовых операций.

В частности, согласно законопроекту Банк России будет присваивать созданным в соответствии с законодательством РФ юридическим лицам (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальным предпринимателям один из трех уровней риска - низкий, средний, высокий - с учетом установленных Банком России по согласованию с Росфинмониторингом критериев, которые будут основываться, в частности, на информации о видах и характере деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об операциях по их счетам в кредитных организациях, об учредителях и руководителях, о лицах, аффилированных с иными юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подозрительные операции, о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов), а также информации, поступающей от федеральных органов исполнительной власти.

Кредитные организации также должны относить каждого клиента к одной из трех указанных групп риска проведения подозрительных операций в зависимости от уровня риска.

Законопроект предусматривает дифференцированный подход при обслуживании клиентов, которые отнесены кредитной организацией к тому или иному уровню риска, а также клиентов, которые отнесены к высокому уровню риска одновременно кредитной организацией и Банком России.

Устанавливаются механизмы защиты прав клиентов как в рамках межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", так и в судебном порядке.


Текст законопроекта


Замечания юристов к законопроекту № 1064272-7
Законопроектом вносятся изменения в Федеральные законы от 10.07.2002 года № 86-ФЗ  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Центральном банке) и от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов), устанавливающие правила определения вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций исходя из уровня  риска такой вовлеченности (высокий уровень риска - красная зона, средний уровень риска - желтая зона, низкий уровень риска - зеленая зона), а также   последствия отнесения указанных лиц к определяемым законопроектом группам риска.
В частности, законопроект дополняет статью 3 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, содержащую  понятийный аппарат для целей названного Закона, понятием «подозрительные операции», определяемым как «операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 3, абзаце втором пункта 52,  пункте 11 статьи 7, пунктах 2 и 21  статьи 71,  пункте 3 статьи 71-1 настоящего Федерального закона».

В данной связи обращаем внимание, что перечисленные нормы Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов не содержат никаких признаков (критериев) подозрительных операций, понимая под такими операциями операции, в отношении которых «у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации … правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов…» (пункт 3 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов). Таким образом содержание понятия «подозрительные операции» остается неопределенным.


Относя функции по оценке уровня риска вовлеченности лиц в проведение подозрительных операций к компетенции Центрального банка, законопроект не формулирует  критерии определения такой вовлеченности, указывая лишь, что такие критерии будут определяться Центральным банком и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, в заключенном между ними регламенте взаимодействия (проектируемый пункт 188 статьи 4 Закона о Центральном банке).
С учетом того, что последствиями отнесения лица к группе высокого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (красная зона) будут являться отказ кредитной организации от заключения с ним договора банковского счета (вклада) или расторжение договора банковского счета (вклада) с последующим перечислением в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, имеющихся на счете такого лица (проектируемые нормы статей 77 и 78  Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов), отсутствие в федеральном законе критериев вовлеченности лица в проведение подозрительных операций равно как и неопределенность самого понятия подозрительных операций, свидетельствует о возможности необоснованно широкого усмотрения правоприменителя.


Предлагаемый законопроектом механизм  внесудебного изъятия денежных средств после расторжения кредитной организацией договора банковского счета (вклада)  с клиентом, отнесенным к группе высокого уровня риска вовлеченности в проведение  подозрительных операций (красная зона), не  соответствует  статье 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а также статье 235 Гражданского  кодекса Российской  Федерации (далее - Гражданский кодекс), устанавливающей закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества у его собственника.
В частности, в силу положений подпунктов 8 и 9 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса имущество может быть обращено в доход государства по решению суда в случаях, если  в отношении него не представлены доказательства законности его приобретения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции или о противодействии терроризму. На основании статьи 243 Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения либо в административном порядке (конфискация).
В рассматриваемом случае  предлагаемый законопроектом механизм внесудебного изъятия денежных средств не подпадает ни под один случай принудительного изъятия  имущества, установленный законом.


Из законопроекта не ясно, на какие именно организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, будут распространяться проектируемые нормы, поскольку изменения, вносимые в абзац десятый статьи 3 и пункт 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, возлагают обязанности по оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и по использованию информации Центрального банка об отнесении клиентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группе риска вовлеченности в проведение подозрительных операций, на все такие организации, в то же время из изменений, вносимых в пункты  52  и 9 статьи 7 и из проектируемых статей 76 - 78 названного Закона, а также  пунктов 188 и 189 статьи 4 Закона о Центральном банке следует, что группы риска будут определяться Центральным банком лишь в отношении клиентов кредитных организаций, равно как и применяться будут  только кредитными организациями.


Непонятно также, будут ли распространяться устанавливаемые законопроектом правила определения вовлеченности клиентов кредитных организаций  в проведение подозрительных операций и последствия такого определения на иностранных юридических лиц, являющихся клиентами российских кредитных организаций.
Положения пункта 2 проектируемой статьи 76 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, в силу которых кредитная организация вправе использовать информацию об отнесении Банком России ее клиента к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций, не соотносятся с  положениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 77 и пункта 8 статьи 78 названного Закона, указывающими на обязанности кредитной организации использовать такую информацию  в отношении лица, отнесенного к группе высокого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (красная зона).


Ограничивая возможности оспаривания заинтересованными лицами решений кредитной организации и Центрального банка об отнесении их к группам риска лишь случаем, когда такое лицо отнесено к группе высокого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (красная зона), законопроект не учитывает, что отнесение лица к группе среднего уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (желтая зона) также может  повлечь для него  неблагоприятные последствия в виде отказа в выполнении распоряжения о совершении операции, что следует, в частности, из абзаца пятого проектируемого пункта 11 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Законопроект не регулирует ситуацию, при которой в отношении одного и того же лица, заключившего договоры банковского счета (вклада) с несколькими кредитными организациями, могут быть приняты решения об отнесении его к разным группам  риска вовлеченности в проведение подозрительных операций.
Изменения, вносимые законопроектом в абзац второй пункта  52  статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию)  доходов, не учитывают более ранние изменения, внесенные   Федеральным законом от 30.12.2020 № 536-ФЗ.


В предлагаемой редакции абзаца третьего пункта 52 статьи 7 названного Закона неясно указание такого критерия, как   отнесение клиента кредитной организации к группе высокого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (красная зона), поскольку по смыслу проектируемой нормы содержащееся в ней исключение должно относиться к клиенту кредитной организации, отнесенному к группе низкого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (зеленая зона).
Также неясны основания, по которым кредитная организация вправе будет отказать в выполнении распоряжения о совершении операции, в отношении которой в результате реализации правил внутреннего контроля у работников кредитной организации возникнет подозрение, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, отнесенным к группе низкого уровня риска вовлеченности в проведение подозрительных операций (зеленая зона), либо физическому лицу (абзацы второй - четвертый проектируемой редакции пункта 11 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов).
При этом из пояснительной записки к законопроекту следует, что предусматриваемые им ограничения не будут затрагивать физических лиц, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с низким и средним уровнем риска вовлеченности в проведение подозрительных операций будет применяться минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством.


Ряд используемых в законопроекте понятий (в частности, понятие «регламент взаимодействия», используемое в проектируемом пункте 188 статьи 4 Закона о Центральном банке; понятие «многосторонний регламент», используемое в абзаце втором пункта 135 статьи 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов; понятие  «информирование с использованием дистанционных каналов связи», используемое в абзаце шестом пункта 5 проектируемой статьи 77 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов) нуждается в уточнении.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» законопроект требуется направить на заключение в Центральный банк Российской Федерации.



Текст документа: 
Федеральное законодательство