Изменения законодательства

Краткий обзор подготовленного Минфином России законопроекта для выполнения положений основных направлений налоговой политики

Изменения в часть первую НК в рамках законопроекта минфина достаточно объёмны. Вот лишь некоторые из них.

Личный кабинет налогоплательщика (статья 11.2) становится доступным для индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусы и адвокаты по-прежнему остаются вне зоны действия данного ресурса. Помимо этого к личному кабинету присоединяются иностранные организации, которые будут поставлены на учёт в связи с выплатой дохода за услуги/работы в сети "Интернет".

В отношении региональных инвестиционных проектов уточняется перечень разрешённой продукции (жидкая сталь, этан, СУГ). Также озможность использования РИП и СПИК исключается для резидентов СПВ, Арктической зоны, Курильских островов и участников СЗПК.

В правила налогообложения прибыли КИК (статьи 25.14 - 25.15) вносятся дополнения о том, что они (правила) не применяются к прибыли иностранной структуры без образования юрлица, которая является формой осуществления коллективных инвестиций.

Многочисленные поправки в различные статьи касаются электронного документооборота и банковской гарантии.

Довольно интересными получились нормы по налоговым агентам, которых при обнаружении ошибки в расчете хотя бы по одной иностранной организации теперь предлагается обязать сообщать о выплатах всем таким организациям (пункт 6 статьи 81).

Большой блок поправок связан с постановкой на налоговый учёт, порядок которого предлагается передать от минфина налоговой службе. Изменениями затрагиваются иностранные организации, отдельные категории физических лиц, адвокаты, государственные органы (в части предоставляемых сведений).

Налоговый мониторинг продолжает всё глубже проникать в жизнь налогоплательщиков, для чего предлагается в его рамках предоставить доступ на территорию налогоплательщика, утвердить порядок направления требований по статье 93 через информационные системы, дать возможность проводить осмотр территорий и допрос свидетелей, предоставить налоговому органу право оставить без рассмотрения запрос о мотивированном мнении, продлить срок его рассмотрения, а также наказать эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в мониторинге.

НДС: 

Большая часть поправок по НДС в рамках законопроекта минфина связана с внесением различного рода изменений и дополнений в порядок возмещения в заявительном порядке (статья 176.1). Беглое ознакомление с ними создаёт впечатление, что носят они в основном уточняющий и во многом технический характер, в том числе с учётом изменений по банковским гарантиям.

Помимо этого, предложен ряд иных интересных норм. Так, уточняются правила освобождения от налогообложения услуг застройщика (подпункт 23.1 пункта 3 статьи 149). Здесь несколько особенностей: меняется терминология (с "услуг застройщика" на "услуги по выполнению функций застройщика"), появляется закрытый перечень передаваемых участнику договора объектов, из действия нормы исключаются апартаменты, исключается упоминание об объектах производственного назначения. В целом норма насыщенная и с большой вероятностью вызовет дискуссию, особенно с учётом пробелов в юртехнике. Например, апартаменты там описываются через термин "без права на постоянную регистрацию".

Волнующая правка в пункт 5.1 статьи 154 - там забыли поставить запятую в конце прошлого года, и теперь эту запятую добавляют. Одно из последствий принятия законов галопом.

Случаи исчисления налога налоговыми агентами (статья 161) дополняются предоставлением сервитута на земельные участки в госсобственности - формулировки здесь напоминают уже действующие в отношении аренды.

В подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 уточняется понятие международной перевозки. Здесь министерство помогает судам не тратить усилия на трактовки и устраняет сомнения в том, какая ставка должна применяться при следовании товара по территории РФ. Предсказуемо в сторону 20%. Поскольку вопрос давно обсуждаемый, не исключена дискуссия по обоснованности предложенной нормы. Но даже без глубокого погружения в историю пока не до конца ясно, как она будет сочетаться с другими положениями того же пункта, например с абзацем седьмым.

Статья 176 дополняется правом применения общего порядка возмещения в ходе налогового мониторинга.

Среди предложений по государственной пошлине в законопроекте минфина основное место занимают правки по алкогольной отрасли. Тут вроде бы всё в очередной раз приводится в соответствие с профильными законодательством, но непосвящённому наблюдателю такое приведение может показаться странным.

Возьмите к примеру шампанское, которое в акцизах есть, а из пошлины беспощадно вычёркивается. Или замену для крестьянских хозяйств вина на винодельческую продукцию, что кажется даёт им право платить пониженную пошлину за лицензию на производство не только вина, но и крепких напитков.

Помимо этого по каким-то причинам исключается действующая льгота по изменению содержания закладной (подпункт 7 пункта 3 статьи 333.35) - упоминания об этом, впрочем как и о многом другом в пояснительной записке нет.

Поправки по спецрежимам - самые немногочисленные в законопроекте минфина. И здесь, так же как в акцизах и госпошлине, не обошлось без представителей алкогольной отрасли. Теперь ЕСХН предлагается разрешить применять только тем из них, у кого доля собственного винограда составляет не менее 70 процентов. И конечно не обошлось без шампанского - теперь его ставят в скобки вместо "в том числе". Между прочим, в акцизах даже с учётом последних правок (323-ФЗ от 14.07.2022) сохраняется именно "в том числе" - значит, так надо.

Упрощённую систему налогообложения предлагается разрешить применять инвестиционным советникам.

Также предусмотрена передача полномочий по утверждению форм налогового учёта по ЕСХН, УСН и ПСН от минфина налоговой службе.

Помимо этого предлагается запретить применять АУСН тем, кто производит и реализует ювелирные изделия.

В части имущественных налогов по законопроекту минфина хотелось бы отметить следующее.

По транспортному налогу предложены нормы в части налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с угоном. Эти нормы аналогичны тем, что предусмотрены для случаев уничтожения и принудительного изъятия, и основаны на заявлении налогоплательщика. Возможно, подобная унификация имеет смысл с точки зрения единообразия процедур, но несколько смущает один нюанс. Помимо собственно регламентных норм статья 362 дополняется обязанностями органов внутренних дел предоставлять в ФНС информацию о транспортных средствах в розыске, а по уничтожению и изъятию такой нормы в статью не вносится. И безусловно привлекает внимание норма о том, что МВД представляет в ФНС сведения бесплатно - вероятно существует и иная трактовка без этого уточнения.

По налогу на имущество организаций расширяется перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости: жилые строения и садовые дома предлагается облагать вне зависимости от нахождения на приусадебных участках, а список объектов дополняется за счёт многоквартирных и наёмных домов. При этом несмотря на пояснительную записку "дома блокированной застройки" в перечень на данном этапе не включены.

По земельному налогу устанавливаются особенности определения налоговой базы в случаях, когда на участке одновременно расположены объекты жилой и нежилой инфраструктуры, и уточняется формулировка льготы для коренных малочисленных народов Севера. Много поправок в статью 396 (порядок исчисления налога), которые стоит разбирать отдельно. Обратила на себя внимание не очень удачная, на мой взгляд, новая редакция пункта 2 этой статьи: с одной стороны, налог исчисляется на основании сведений, которые органы кадастрового учёта предоставляют налоговым органам, с другой стороны организации делают это самостоятельно. Физическим лицам (особенно в случае давнего приобретения земельного участка) также стоит обратить внимание на уточнение порядка применения повышающего коэффициента в размере 2 в пункте 16 данной статьи.

По налогу на имущество физлиц вносится уточнение в пункт 2 статьи 401, в соответствии с которым объектом налогообложения становятся любые дома и жилые строения, а не только те, что расположены на приусадебных участках.

По страховым взносам законопроект минфина достаточно краток.

Во-первых, в перечень облагаемых выплат включаются вознаграждения членам совета многоквартирного дома.

Во-вторых, уточняется формулировка применительно к производящим выплаты физическим лицам (пункт 2 статьи 420). Не знаю, насколько это важно, но для физлиц как и для организаций/ИП предлагается признавать объектом налогообложения выплаты в пользу лиц, подлежащих социальному страхованию (сегодня выплаты на это условие не тестируются).

В-третьих, перечень необлагаемых выплат дополняется компенсациями дистанционным работникам в формулировке, аналогичной налогу на прибыль и НДФЛ. Однако, в отличие от указанных налогов, в страховых взносах для этой поправки выбрана, на мой взгляд, не самая удачная норма (подпункт 2 пункта 1 статьи 422), поскольку помимо локальных актов привязывается к актам законодательным.

В-четвёртых, помимо полевого довольствия при осовобождении от страховых взносов со ссылкой на статью 217 предлагается нормировать суточные/надбавки взамен суточных (новая редакция абзаца второго пункта 2 статьи 422).

Наиболее резонансным изменением по НДФЛ в законопроекте  минфина стала новация по отнесению доходов дистанционных работников к доходам от источников в РФ. По ней уже состоялось обсуждение и министерство выпустило разъяснения .Но есть и ещё одно дополнение, которое осталось вне поля зрения широкой общественности - отнесение к доходам от источников в РФ вознаграждений за работы/услуги с использованием национальных доменных имён. Тем, кто планирует получать доходы от деятельности в сети "Интернет", рекомендую внимательно ознакомиться с этой нормой (новые подпункт 6.3 пункта 1 и подпункт 6.1 пункта 3 статьи 208, новый пункт 1.1 статьи 226).

Вносятся уточнения в порядок налогообложения дивидендов от источников за пределами РФ (налоговые агенты), учёта накопленного процентного (купонного) дохода при налогообложении ценных бумаг (статья 214.1), удержания налога с выигрышей по азартным играм (в части ограничения по сумме выигрыша). Предусмотрены корреспондирующие с налогом на прибыль и страховыми взносами нормы по возмещению расходов дистанционным работникам, а также по нормированию суточных (статья 217).

Упрощённый порядок получения налоговых вычетов (статья 221.1) распространяется на социальные вычеты на обучение, медицинские услуги, негосударственное пенсионное обеспечение и физкультурно-оздоровительные услуги. В этой связи хотелось бы напомнить о том, на что уже неоднократно обращал внимание - "проактивность" в её существующем виде сводит эффективность принимаемых норм практически до нуля. Более чем за год к уже принятому порядку по имущественным вычетам соизволили присоединиться лишь ВТБ и Сбер, при том последний совсем недавно. Предлагаемые по аналогии нормы по социальным вычетам, хотя и представляют формально новые возможности, вряд ли имеют серьёзные перспективы по тем же самым причинам.

Из отраслевых особенностей отметил бы металлургов с РИПами и жидкой сталью, застройщиков с НДС и производителей алкогольной продукции с акцизами и госпошлиной.

Министерство озаботилось их проблемами с применением региональных инвестиционных проектов и предлагает исключить жидкую сталь из перечня товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект.

Не вполне ясная инициатива по одной простой причине. Этот вопрос лежал на поверхности и не мог не обсуждаться при введении акциза в прошлом году. Вероятно, тогда возобладала точка зрения о том, что жидкая сталь не является конечным продуктом и сама по себе не может являться целью инвестпроекта.

Что изменилось с тех пор, сказать трудно. Вероятно нашелся производитель, который сталь эту именно продаёт как продукт, имеет под это дело инвестпроект и потерял в связи с введением акциза возможность использования льгот в рамках РИП. Иначе в данном конкретном случае стоило бы ограничиться разъяснениями и не городить огород.

Но сама по себе ситуация характерная.

Относительно категорий налогоплательщиков пожалуй особое внимание уделено разного рода иностранным организациям.

Применительно к акцизам в большом законопроекте минфина основными являются две темы: уточнение порядка предоставления банковских гарантий и утончение порядка возмещения. Поправки многочисленны и, скорее всего, не заслуживают отдельного обсуждения - либо вытекают из концепции законопроекта, заложенной начиная с уточнений статьи 74.1, либо носят в большей степени технический характер.

Обратили на себя внимание две поправки по "алкоголикам". Первая из них предусматривает уточнение в пункте 31 статьи 200 порядка применения обратного акциза по винограду. Из текста поправки можно предположить, что предлагается запретить применять повышенные вычеты в той части произведенной алкогольной продукции, которая вывозится за пределы территории РФ. Видимо, таким образом предлагается стимулировать насыщение отечественной продукцией внутреннего рынка. Однако сформулировано так, что ногу может сломить не только тот, кто упомянут в поговорке, но и налогоплательщики с налоговыми органами. Скорее всего норма будет либо изъята, либо переписана - в зависимости от того, как пойдет обсуждение.
Второе изменение предусматривает увеличение сроков предоставления документов для освобождения от уплаты авансового платежа (пункт 14 статьи 204). Здесь, кажется, без подводных камней - сроки увеличиваются с 18 до 28 числа текущего налогового периода.


В заключение напомню, что данный законопроект подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики.

👉Вот Вам ссылка на данный документ. Вдруг кому-то не лень и захочется оценить, насколько указанные цели достигнуты и насколько идеи Минфина оказались за их рамками.

Продолжаем вместе следить за развитием событий.
Федеральное законодательство