Неоднородным оказался эффект и по типам префрежимов. Так, наиболее устойчивые и позитивные результаты Счетная палата выявила на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах.
«Этот режим, хоть и ограниченно, но выполняет функцию двигателя регионального роста. Однако методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР в моногородах не утверждена, в связи с чем их результаты ни на федеральном, ни на региональном уровнях не анализировались», – подчеркнул Дмитрий Зайцев.
Что касается утвержденных методик оценки эффективности других префрежимов, то они, как правило, не позволяют оценить достижение целей и целевых эффектов их работы. Более того, для режимов Арктической зоны и Свободного порта Владивосток такая оценка вообще не предусмотрена законодательством.
«Мы проанализировали лучшие международные практики и состав национального перечня показателей целей устойчивого развития и предложили Правительству рассмотреть этот перечень и учесть его при разработке системы показателей оценки результативности префрежимов».
Также Счетная палата предлагает пересмотреть действующую бизнес-модель управляющих компаний префрежимов и установленных КПЭ для их руководителей. Это все акционерные общества, полностью принадлежащие Российской Федерации. Как показал анализ Счетной палаты, в основном они стабильно убыточные, причем отрицательный финансовый результат в среднем отмечается уже во второй год их деятельности в качестве УК.
«Деятельность управляющих компании финансируется за счет взносов в уставной капитал и субсидий федерального бюджета. При этом финансовые показатели, включая показатели прибыли, не установлены в качестве ключевых показателей деятельности для руководителей этих обществ. Объем выручки от основных видов деятельности управляющих компаний крайне незначителен, и значит, мы приходим к выводу, что услуги управляющих компаний резидентами не востребованы», – констатировал Дмитрий Зайцев.
Не востребованы в полном объеме и льготы, предлагаемые в зоне действия префрежимов. К примеру, на территории ТОСЭР и Свободного порта Владивосток действуют послабления для привлечения иностранных рабочих. Однако, судя по результатам анализа, особой популярностью они не пользуются. «Мы увидели, что количество разрешений на работу в зоне действия префрежимов, оформленных иностранным гражданам, критически мало – сотые доли процента от всех выданных в 2020 году разрешений для иностранцев», – подчеркнул аудитор.
Анализ также показал, что префрежимы не в полной мере встроены в систему стратегического планирования России. Так, для них не определены ожидаемый целевые эффекты, не обеспечена взаимосвязь целей их функционирования со стратегическими целями развития страны.
Кроме того, в процессе создания и функционирования префрежимов были выявлены административные барьеры, которые тормозят развитие данных территорий. Например, резидентами ОЭЗ промышленно-производственного и портового типов не могут быть физические лица - индивидуальные предприниматели. Счетная палата предлагает устранить это ограничение.
«В части доступа индивидуальных предпринимателей к статусу резидента ОЭЗ уже подготовлен соответствующий законопроект. Что касается деятельности управляющих компаний, то уже второй год мы проводим их оценку по измененной методологии. Проверяющие проходят путь клиента по услугам УК - от привлечения резидента до непосредственного оказания услуг - чтобы выявить клиентоориентированность, а также создать некий рейтинг, который позволяет судить об эффективности управляющей компании», – сообщил Сергей Галкин.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики»
Рекомендации по итогам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической
Приложения с 1 по 14