На прошлой неделе профессиональное сообщество возбуждённо обсуждало новости про якобы денонсацию соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром (что оказалось инструментом из переговорного арсенала в свете проходящего сегодня и завтра очередного раунда переговоров на эту тему), согласии Люксембурга и Мальты на российские условия и получении Нидерландами «письма счастья», аналогичного кипрскому.
Всех интересует, что же будет дальше. Попробую сделать собственный прогноз исключительно на базе логики.
Вряд ли кому нужны дополнительные точки переговорного напряжения с ключевыми мировыми игроками. Кроме того, взаимоотношения с ведущими мировыми экономиками важны для приобретения промышленных технологий.
Поэтому вероятность пересмотра договоров с Германией, Францией, Италией и Великобританией я оцениваю как низкую.
По тем же причинам вероятность пересмотра, по моему мнению, невелика для США, Канады, Австралии и Японии.
Об этом же на заре процесса заявлял и один из чиновников Минфина.
ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ ХОЛДИНГОВЫХ ЮРИСДИКЦИЙ ТЕКУЩИЕ ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ МОГУТ БЫТЬ СОХРАНЕНЫ ДЛЯ ОДНОЙ-ДВУХ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ И ДЛЯ УДОБСТВА КОНТРОЛЯ ПОТОКОВ.
Вероятно, не тронут Швейцарию (80%) и Австрию (50/50).
Вероятно, будет пересмотрена юольшая часть договоров с оставшимися европейскими холдинговыми юрисдикциями, с которыми в 90-е годы двадцатого столетия были подписаны договоры об избежании двойного налогообложения.
Условия таких соглашений в целом радикально отличаются от тех, что подписывались позже: в них были супер-льготные условия для вывода денег из России: налоговая ставка 5% по дивидендам и без налогов по процентам и роялти (против 15%, 20% и 20% «в базе»).
При этом современное типовое соглашение об избежании двойного налогообложения, официально утверждённое Россией в 2014 г. предусматривает формулу «10/10/10», т.е. 10% ставку налога по этим трём видам трансграничных доходов.
Договора, подписывавшиеся последнее десятилетие, гораздо ближе к этой формуле, чем к условиям «супер-договоров» девяностых.
Кроме того, актуальность привлечения внешнего финансирования через использование специальных структур / фондов в транзитных юрисдикциях для ведущих российских игроков в свете введённых санкций радикально снизилась.
Учитывая напряжённые отношения с ЕС, сложившиеся у России в последние пять лет по целому ряду направлений, после того как «перейден Рубикон» пересмотра первых соглашений, особых причин выделять кого-то специально нет.
Соответственно, по моему мнению, в зоне риска, помимо четырёх юрисдикций, уже попавших в прессу (Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды):
- Бельгия
- Дания
- Венгрия
- Ирландия
- Латвия (подписан позже, но ставки ниже, чем у многих)
- Швеция
Гонконг.
По политическим причинам вряд ли будут трогать договор с Гонконгом – потому как тогда возникнет дополнительная точка напряжения с Китаем, что на фоне их конфликта с Соединенными Штатами Америки по поводу ситуации в Гонконге вряд ли добавит очков политическому руководству в глазах китайских товарищей.
Сингапур - вероятность сохранения условий – 80%
Сингапур – практическая единственная приличная холдинговая юрисдикция (помимо Гонконга) за пределами Европы, где можно работать компаниям, оказавшимся в "санкционном списке счастливчиков". Поэтому, я думаю, что если их и будут трогать – то в последнюю очередь.
Безусловно, все цифры и предположения являются исключительно моим мнением. Поживем - увидим!