Изменения законодательства

Welcome aboard!

В соответствии с Инструкцией № 201-И от 13.01.2020 (зарегистрирована в Минюсте 21.05. 2020) ЦБР проводит проверки федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, служащих (работников) Банка России, российских и иностранных организаций, физических лиц (включая иностранных граждан и лиц без гражданства), в том числе индивидуальных предпринимателей.

В каких целях проводится проверки?
  • В целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (Далее-ПНИИИР)
  • Выявление нарушений в сфере о ПНИИИМР,
  • Принятие мер по прекращению и предупреждению ПНИИИМР .

Проверки проводятся на основании жалоб, информации из СМИ, получаемых регулятором сведений, а также в случае обнаружении им нарушения требований законодательства в сфере ПНИИИМР.

Проверка проводится по решению председателя Банка России или его зама, координирующего и контролирующего работу ответственного структурного подразделения.

Поручение на проведение проверки должно содержать следующие сведения:
цели, задачи и предмет проверки,
  • основания для проведения проверки;
  • сведения об органах, организациях и физлицах, в отношении которых должна быть проведена проверка;
  • дата начала проведения проверки;
  • дата и номер поручения на проведения проверки;
  • иные сведения, если проверка проводится в отношении лиц, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.

Срок проведения проверки — 18 месяцев. Он может быть продлен не более чем на 4 месяца, если Банк России направляет запросы для получения информации: центральным банкам иностранных государств; международным банкам и иным международным валютно-финансовым организациям.

В ходе проверки ЦБР может запрашивать или требовать следующие сведения: необходимые для осуществления проверки документы,
  • объяснения, информацию, в том числе ту, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (за исключением информации, составляющих государственную и налоговую тайну, тайну связи);
  • информацию, необходимую для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований закона № 224-ФЗ;
  • записи обмена данными, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 закона № 224-ФЗ от 27.07.2010.

Помимо этого, сотрудники ЦБР могут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица.

Указанные действия проводятся на основании задания на проведения просмотра, которое должно содержать: дату и номер поручения на проведения проверки, в рамках которой необходимо осуществить осмотр; основания и цели осмотра; наименование органа, организации, фамилия, имя, отчество физлица, территории, помещения, документы и предметы которого необходимо осмотреть в рамках проверки; перечень и индивидуальные характеристики принадлежащих лицу, указанному в задании, территорий, помещений, документов и предметов, которые необходимо осмотреть, с указанием точного или предполагаемого места их нахождения; фамилии, имена отчества, должности служащих ЦБ, проводящих проверку, которым поручается проведение осмотра; дату и номер задания на проведения осмотра.

В срок не более 2 месяцев после дня завершения проверки служащие ЦБР обязаны составить и подписать акт проверки, который должен утверждаться руководителем ответственного структурного подразделения.

Акт должен включать следующие сведения:
  • цели, задачи и предмет проверки, основания для проведения проверки;
  • дату и номер поручения на проведение проверки;
  • сведения о проверяемых лицах;
  • дату начала и дату окончания проведения проверки;
  • перечень и результаты мероприятий, проведенных в рамках проверки, необходимых для достижения целей и задач проверки;
  • анализ полученных при проведении проверки документов, объяснений, информации, которые необходимы для достижения целей и задач проверки;
  • выявленные в результате проверки нарушения проверяемыми лицами требований законодательства о ПНИИИМР;
  • иную информацию, содержащую выводы сотрудников регулятора, проводивших проверку, для принятия одного или нескольких решений, предусмотренных инструкцией.

В случае выявления нарушений требований законодательства о ПНИИИМР ЦБР принимает одно или несколько из следующих решений:
  • о передаче материалов проверки должностному лицу ЦБ, уполномоченному составлять протокол об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства о ПНИИИМР в случае выявления признаком административного правонарушения;
  • о выдаче предписания ЦБР об устранении допущенных юридическими и физическими лицами нарушений законодательства о ПНИИИМР, о недопущении нарушений в дальнейшем, а также о приостановлении торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами;
  • о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или лицензий на осуществление иного лицензируемого Банком России вида деятельности в случае нарушения требований законодательства о ПНИИИМР;
  • о направлении в органы и организации письменных требований о проведении проверки и представлении Банку России информации о ее результатах, предложений об устранении нарушений требований законодательства о ПНИИИМР;
  • об обращении в лицензирующий орган с предложением о принятии установленных федеральными законами мер воздействия, включая приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, в случае несоблюдения требований законодательства о ПНИИИМР;
  • о направлении информации органам или организациям иностранного государства;
  • о направлении обращений ЦБР и передаче материалов проверки в правоохранительные органы в случае выявления неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния;
  • об обращении в органы внутренних дел для проведения оперативно-розыскных мероприятия для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком;
  • иные решения, принятие которых отнесено к компетенции Банка России в соответствии с российским законодательством.

Наиболее интересными считаю Приложение № 4 к данной инструкции "Акт осмотра сайта, содержащего информацию о деятельности поднадзорного лица" и Приложение 12 Акт о воспрепятствовании проведению проверки.

Полный текст: https://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/1051
Акты регуляторов