Изменения законодательства

О Внесении изменений в статью 144 УПК РФ

Пояснительная записка 
Проект закона направлен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих при поступлении следователю из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.1, 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В действующих положениях части седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержится неопределенность в вопросе о том, кем – следователем или органом дознания, должен производиться предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

Практика рассмотрения сообщений о преступлениях данного вида показывает, что предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации трех суток для принятия по ним процессуального решения не достаточно для проведения предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. Кроме того, поступившее следователю сообщение о рассматриваемых преступных посягательствах в отсутствие такого расчета создает излишнюю необходимость в проведении процессуальной проверки в тех случаях, когда уголовно наказуемой суммы неуплаченных налогов, сборов и (или) страховых взносов изначально не имелось, порождая в связи с этим неоправданное вмешательство следственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Также в действующих положениях части седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о том, какие именно документы следователь должен приложить к направляемому в налоговый орган или территориальный орган страховщика сообщению о преступлении.

Представляется, что объем таких документов должен быть достаточен для подготовки полномочным органом контроля заключения о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

В действующей части восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют положения о дальнейшей судьбе полученных налоговым органом или территориальным органом страховщика документов, приложенных к сообщению о преступлении. Вместе с тем данные документы в случае возбуждения уголовного дела могут обладать свойствами доказательств. В связи с этим целесообразно в законе закрепить требование об их возврате соответствующим органом контроля следователю одновременно с направлением ему заключения или информации, предусмотренных пунктами 1–3 части восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В проекте закона обозначенные пробелы в правовом регулировании восполнены.

Также в связи с проведением мероприятий по модернизации структуры Федеральной налоговой службы, в соответствии с которыми в ряде субъектов Российской Федерации ее территориальные органы перешли на двухуровневую систему управления и в связи с этим налогоплательщики (налоговые агенты, плательщики сборов, плательщики страховых взносов) стали состоять на налоговом учете в управлении Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации, проектом закона предусмотрено направление следователем копии сообщения о преступлении, поступившего из органа дознания, с приложением соответствующих документов не в вышестоящий налоговый орган (каковым в данном случае будет являться Федеральная налоговая служба), а в налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов).

Кроме того, практика проведения процессуальных проверок по поступившим от органа дознания сообщениям о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявила необходимость в регламентации порядка взаимодействия между органом дознания, следователем и налоговым органом на данной стадии уголовного судопроизводства. Так, в целях обеспечения поступления в следственный орган из органа дознания материалов в объеме, достаточном для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении, целесообразно определение их состава.

Необходима и регламентация предварительной правовой оценки собранных органом дознания материалов со стороны следователя. При взаимодействии следователя с налоговым органом требуется установление единой формы заключения о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. Эти и ряд других вопросов требуют регламентации путем издания межведомственного нормативного правого акта. В связи с этим проект федерального закона предусматривает полномочие соответствующих федеральных органов государственной власти на издание данного нормативного документа.


Проект изменений

Внести в статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2007, № 16, ст. 1827; 2007, № 24, ст. 2830; 2013, № 9, ст. 875; 2016, № 1, ст. 60; 2017, № 31, ст. 4799) следующие изменения:
1)             часть седьмую изложить в следующей редакции:
«7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в территориальный налоговый орган по субъекту Российской Федерации, на территории которого состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь-физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением документов, содержащих сведения, указывающие на признаки преступления, и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам, представленного органом дознания.»;

2)             абзац первый части восьмой изложить в следующей редакции:
«8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов возвращает документы, приложенные следователем к направленной копии сообщения о преступлении, а также:».

3)            дополнить частью десятой следующего содержания:
«10. Порядок взаимодействия между органом дознания, следователем, налоговым органом и органом страховщика при направлении сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, его проверке и принятии по нему решения устанавливается руководителями соответствующих федеральных органов государственной власти».

Оригинал текста 

Фото с сайта https://businessman.ru/
Федеральное законодательство