Судебная практика

"Ой, сказали налоговики, концессии, какая прелесть! Ждите,мы идем к Вам!"

Фабула дела: 
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (правопредшественник Межрайонной ИФНС России № 12 по УР) в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» (далее - ООО «УКС», общество, заявитель) проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
ООО «УКС», не согласившись с результатами проверки обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Удмуртской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России № 12 по УР, налоговый орган, налоговая инспекция, ответчик) от 26.06.2019 №05-03/5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
  • доначисления налога на имущество организаций в сумме 59 242 553 руб.,
  • пени по налогу на имущество организаций в сумме 13 147 628 руб. 88 коп.,
  • штрафа в сумме 2 962 128 руб.,
  • а также в части увеличения убытков по налогу на прибыль за 2017г. в сумме 419 185 392 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налоговой инспекции о недостоверности определения стоимости имущества, переданного по концессионному соглашению, заключенному между ООО «УКС» (концессионер) и МО «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска (концедент).

Как следует из материалов дела, между ООО «Удмуртские коммунальные системы» (концессионер) и МО «Город Ижевск», от имени которого выступает Администрация города Ижевска (концедент), заключено концессионное соглашение от 19.12.2016 № 1 в отношении объектов теплоснабжения города Ижевска (далее – концессионное соглашение).

Согласно данному концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объекты теплоснабжения города Ижевска, состав и описание которых приведены в Приложении № 1 соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять производство, реализацию (поставку) горячей воды и производство, передачу тепловой энергии, преобразование теплоносителя, с целью обеспечения бесперебойного, надежного и безопасного теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей города Ижевска, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения является совокупность объектов теплоснабжения города Ижевска, подлежащих созданию и (или) реконструкции, предназначенных для осуществления деятельности, указанной в п.1.1. соглашения.

В обоснование заявленных требований общество указало, что правомерно приняло к бухгалтерскому учету имущество, полученное по концессионному соглашению, по стоимости указанной собственником имущества в концессионном соглашении и актах приема-передачи от 31.12.2016 №№1, 2, 3.

По мнению общества, оно не вправе принять имущество к бухгалтерскому учету по иной стоимости, так как имущество получает во владение и пользование, право собственности не переходит. В законодательстве РФ отсутствует требование проведения концессионером определения рыночной стоимости имущества, полученного по концессионному соглашению, для целей принятия его к бухгалтерскому учету. При этом оценка рыночной стоимости объектов концессионного соглашения осуществлялась обществом исключительно для целей налогового учета по налогу на прибыль организаций, поскольку такое требование содержится в нормах статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает, что начисление амортизации по имуществу, полученному по концессионному соглашению, было осуществлено обществом с соблюдением требований главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основания для увеличения амортизации по данному имуществу отсутствуют.

Отчет об оценке муниципального имущества, числящегося в Реестре муниципального имущества города Ижевска №3800- FA041/02-014/0009-2016-111 от 13.10.2016, является достоверным. Наличие неточностей, недостоверных данных в Отчете от 14.05.2019 №022/19, составленном экспертом ООО «Агентство оценки «Кром», в совокупности с низкой профессиональной компетенцией привлеченных экспертов, не позволяет квалифицировать его как объективное и достоверное доказательство.

Возражая против требований заявителя, налоговый орган указал на законность и обоснованность оспариваемого решения. Налоговая инспекция полагает, что сторонами концессионного соглашения от 19.12.2016 № 1 оценка спорных объектов, составляющих муниципальную казну г. Ижевска, проведена с недостатками.

При проведении оценки по установлению рыночной стоимости имущества не учтены актуальные на дату совершения операции технические характеристики имущества, остаточная стоимость передаваемого имущества не увеличена на неотделимые улучшения, полученные Администрацией города Ижевска 16.12.2016. Данные обстоятельства повлияли на занижение в актах приема-передачи от 31.12.2016 остаточной стоимости муниципального имущества концедентом и привели к занижению налоговой базы по налогу на имущество концессионером. По мнению налогового органа, обществом нарушены положения п. 10 ст. 257 НК РФ.

Имущество принято на учет по первоначальной стоимости, определенной не на момент его получения, без учета сведений о технических характеристиках объектов после проведения работ в период арендных отношений, что привело к завышению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Обе стороны концессионного соглашения, безусловно, осознавали, что первоначальная стоимость (для налога на прибыль организаций) и остаточная (для налога на имущество организаций) имущества занижена.

Администрация города Ижевска и ООО «УКС» в нарушение требований действующего законодательства не учитывали имущество (объекты соглашения), переданное концессионеру в том техническом состоянии, в котором оно существовало на дату совершения операции. Стороны согласовали стоимость имущества, отличного от того, которое фактически было передано по актам приема-передачи от 31.12.2016 №№ 1, 2, 3.

ООО "УСК" (Концессионер) обязан осуществить инвестиции в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения в объемах, указанных в соглашении.

Предельный размер расходов на проектирование, создание и (или) реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, указан в соглашении.

Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) имущество, входящее в состав объекта соглашения или в состав иного имущества, в установленном соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. соглашения. Концессионер обязан учитывать объект соглашения и иное имущество на своем балансе отдельно от своего имущества. Концессионер обязан осуществлять начисление амортизации.

Соглашение вступает в силу с даты подписания актов приема-передачи имущества (не позднее 31.12.2016 и действует по 31.12.2032.

Что решил суд: 
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Абзацем десятым пункта 1 статьи 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период).

Из системного толкования норм НК РФ следует, что имущество, переданное регулируемой организации по концессионному соглашению, учитывается ею на своем балансе, амортизация на имущество начисляется исходя из первоначальной стоимости, которая равна рыночной стоимости имущества на момент его получения.

Согласно учетной политики ООО «УКС» на 2016г. первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. Срок полезного использования объектов основных средств, полученных от концедента, устанавливается исходя из Классификации основных средств по группам амортизационных отчислений.

Основные средства, полученные обществом от собственника имущества, амортизируются в течение срока действия концессионного соглашения исходя из сроков полезного использования, установленных на основании Классификации основных средств по группам амортизационных отчислений. Если по концессионному соглашению передаются объекты основных средств, права на которые требуют регистрации обременения, то такие основные средства включаются в амортизационную группу в порядке, установленном для амортизации объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации (то есть не ранее даты подачи документов на регистрацию указанных прав). При проведении реконструкции (модернизации) первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определенная на момент его получения, увеличивается на суммы расходов на реконструкцию (модернизацию) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Из совокупности представленных в дело доказательств следует, что первоначальная стоимость имущества, полученного 31.12.2016 в качестве объекта концессионного соглашения, была определена ООО «УКС» исходя из рыночной стоимости объектов, определенной Отчетом об оценке муниципального имущества, изготовленного  ООО «Универсальная оценка».

В договоре с оценщиком указано на то, что отчет исполнителя об оценке представляет собой точку зрения исполнителя и действителен только для дальнейшего использования в соответствии с целями, указанными в задании на оценку. Целью оценки являлось определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, с учетом предполагаемого использования результата оценки.

Результаты оценки предполагается использовать для передачи объектов оценки по договору концессии. Срок проведения оценки определен как август 2016г. При этом мнение оценщика относительно величины стоимости действительно только на дату оценки.
Дата оценки указана – 01.09.2016. Дата составления отчета – 13.10.2016. Из анализа Отчета об оценке муниципального имущества, числящегося в Реестре муниципального имущества города Ижевск от 13.10.2016 № 3800- FA041/02-014/0009-2016-111, следует, что оценка определена по состоянию на 01.09.2016. При этом обследование оцениваемых объектов оценщиком не проводилось.

По результатам оценки имущество, переданное ООО «УКС» по концессионному соглашению от 19.12.2016. № 1, было оценено на дату 01.09.2016 на общую сумму
3 272 943 000 руб., в том числе:
  • рыночная стоимость теплосетей (без НДС) составила 1 658 750 000 руб.,
  • оборудования тепловых пунктов на дату оценки - 1 327 118 000 руб.,
  • недвижимость - 286 851 000 руб.,
  • оборудование узлов учета на дату оценки - 224 000 руб.

Вместе с тем, необходимо отметить, что имущество принято обществом к учету 31.12.2016, суммы амортизации рассчитаны исходя из первоначальной стоимости 3 272 943 000 руб.

Таким образом, в нарушение положений ст. 257 НК РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, положений об учетной политике ООО «УКС» на 2016г. имущество, полученное в рамках концессионного соглашения от 19.12.2016 № 1, принято ООО «УКС» на учет по первоначальной стоимости, определенной не на момент совершения хозяйственной операции.

Кроме того, рыночная стоимость имущества, полученного по концессионному соглашению № 1 от 19.12.2016, определена обществом без учета актуальных сведений о технических характеристиках объектов на момент его получения.

Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что в период между датой проведения оценки (01.09.2016) и моментом передачи имущества – 31.12.2016 имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, претерпело изменения, в том числе за счет внесения неотделимых улучшений.

При расчете физического износа и функционального устаревания оборудования оценщиком был использован параметр t – хронологический возраст, который был определен на основании данных о годе ввода в эксплуатацию или последнем проведенном капитальном ремонте оцениваемого оборудования (исходя из данных, предоставленных заказчиком).

При расчете физического износа оборудования оценщик не учитывал его неотделимые улучшения. Сведения о неотделимых улучшениях оборудования ООО «УКС» оценщику не представило.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «УКС» в адрес Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска 16.12.2016 передало по остаточной стоимости неотделимые улучшения по акту приема-передачи неотделимых улучшений по договору аренды имущества от 25.12.2008 № 1 на сумму 458 339 011 руб. 78 коп. Из них неотделимые улучшения по оборудованию составили 107 083 817 руб. 25 коп.

Факт проведения работ, связанных с неотделимыми улучшениями на спорном имуществе в период между 01.09.2016 – 31.12.2016 подтверждается представленными в материалы дела копиями актами выполненных работ КС2, справками КС-3 от 30.10.2016, 15.11.2016, 24.11.2016, 30.11.2016, 30.12.2016. Заявителем факт их осуществления не опровергнут.

Из протокола допроса М.А.В., который в проверяемом периоде являлся начальником отдела управления собственностью ПАО «Т Плюс» (ООО УСК входит в контур управления ПАО «Т Плюс»), информация с сайта компании (http://www.udmks.ru/regular/about/), следует, что все документы оценщику передавались в электронном виде. Оценщику были переданы техническая документация (технические паспорта), свидетельства о регистрации права, возможно, передавались фотографии объектов. Передавалась ли информация по неотделимым улучшениям в адрес оценщика, М. А.В. не помнит, об осмотре объектов оценки ему не известно.

Между тем, показания данного свидетеля расходятся с фактическими обстоятельствами дела, поскольку из пакета документов, переданных ООО «УКС» для оценки организации ООО «Универсальная оценка», следует, что ни технические паспорта, ни фотографии, ни информация по неотделимым улучшениям не передавались.

Таким образом, суд считает, что налоговой инспекцией правомерно произведен расчет амортизации исходя из рыночной стоимости имущества, переданного по концессионному соглашению от 19.12.2016 № 1 на момент его получения ООО «УКС» на основании стоимости, определенной в отчете от 14.05.2019 № 022-19.

На основании изложенного суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения в части увеличения убытков по налогу на прибыль за 2017г. в сумме 419 185 392 руб. (в редакции решения УФНС России по УР от 04.12.2020 № 05-13/23865@). В части начисления налоговым органом налога на имущество организаций за 2016-2017 гг. в размере 59 242 553 руб., соответствующих сумм пени и штрафов суд пришел к следующим выводам.

Ссылки общества на недостоверность данных в Отчете от 14.05.2019 №022/19, составленном экспертом ООО «Агентство оценки «Кром», а также на низкую профессиональную компетенцию привлеченных экспертов, судом отклоняются, поскольку являются лишь домыслами заявителя и носят предположительный характер.

Суд считает несостоятельным также довод общества о том, что стороны свободы при определении стоимости имущества, являющего объектом концессионного соглашения.

Арбитражный суд Удмуртской Республики РЕШИЛ: 

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» г. Ижевск отказать.


Мы помогаем своим клиентам, вписывая их бизнес желания в рамки законодательства.
Ваша компания может заказать у нас консультацию по вопросам проведения внутреннего аудита процессов и процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.
Заказать юридическую консультацию Вы можете, нажав сюда.

Заказать консультацию по вопросам внутреннего аудита Вы можете, нажав сюда.

Судебные споры по налогу на имущество Судебные споры по налогу на прибыль