Судебная практика

Чем грозит преувеличение своих достоинств при работе с гос.контрактами?

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 по делу № А84-2224/2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2019 по тому же делу по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» к обществу с ограниченной ответственностью «Вавилон» о признании недействительным государственного контракта от 16.12.2016 № 41-16/ПИР-399 и применении последствий его недействительности в виде взыскания с ответчика 5 586 000 руб.

Коллегия установила, что  решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 решение суда отменено, иск удовлетворен. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2019 постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 отменено, решение от 23.01.2019 оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение «Дирекция капитального строительства» (далее - учреждение, заказчик) просит отменить судебные акты судов первой и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Вавилон» (далее - общество, подрядчик) и учреждением по результатам проведения открытого конкурса заключен государственный контракт от 16.12.2016 № 41-16/ПИР-399 (далее - контракт) на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: реконструкция паромного пирса.

Согласно протоколу от 07.12.2016 о подведении итогов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе рассмотрены заявки трех претендентов, общество набрало наибольшее количество баллов (60). При расчете окончательного суммарного количества баллов комиссией учтено представление подрядчиком результатов исполнения 10 контрактов, из которых 8 по проектно-изыскательским работам по объекту «Строительство набережной ЖК Карсунский».

В рамках исполнения обязательств по контракту учреждением перечислено 5 586 000 руб. аванса. Представлением прокуратуры Ленинского района города Севастополя от 21.06.2017 учреждению предписано устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, принять меры по расторжению контракта и возврату уплаченного аванса, поскольку для участия в конкурсе в подтверждение опыта работы и деловой репутации в сфере проектирования общество представило недостоверные документы, а именно договоры подряда и акты выполненных работ, составленные формально, в отсутствие фактических подрядных правоотношений. Ссылаясь на ничтожность государственного контракта, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы перечисленного аванса.

Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что обществом как участником торгов в подтверждение опыта работ для участия в торгах дополнительно представлены договоры и акты выполненных работ, отражающие недостоверную информацию, принятие и оценка которых привела к признанию общества победителем торгов, в случае непредставления этих документов результат торгов был бы иным.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 10, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 8, 51, пункта 3.1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 25), учитывая правовую позицию, содержащуюся в пункте 18 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор по Закону № 44-ФЗ), пришел к выводу о нарушении обществом правил участия в конкурсе, приведшем к ограничению конкуренции, обходу закона с противоправной целью, что свидетельствует о ничтожности заключенной между сторонами спора сделки.

Между тем, указывая на ничтожность спорной сделки, суд первой инстанции, принимая во внимание ее фактическое исполнение сторонами контракта, в том числе и после получения учреждением представления прокуратуры, пришел к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 431.1 Гражданского кодекса и пункта 70 постановления Пленума № 25, в соответствии с которыми сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса).

В связи с этим суд первой инстанции указал на то, что поскольку учреждение принимало от общества исполнение контракта, то оно не вправе требовать признания этого контракта недействительным, за исключением оснований, указанных в статье 179 Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 179 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием обмана, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску потерпевшей стороны. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.

Учитывая, что срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год, течение срока исковой давности начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (направление представления прокуратуры в июне 2017 года), иск по настоящему делу подан 03.07.2018, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, исходил из того, что, придя к правильному выводу о ничтожности государственного контракта, суд первой инстанции ошибочно применил положения статьи 431.1 Гражданского кодекса и разъяснения пункта 70 постановления Пленума № 25, неправомерно указал на нивелирование ничтожности сделки ее фактическим исполнением и возможность применения правила об оспоримости сделки. Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что учреждение уведомило общество о прекращении контракта письмом от 26.06.2017, отказав в принятии промежуточного результата работ и возвратив проектную документацию подрядчику письмом от 31.08.2017.

По результатам проведения нового конкурса учреждением заключен государственный контракт с закрытым акционерным обществом «РосСтройПроект», выполненные работы которого приняты истцом по акту от 10.09.2018.

При этом апелляционный суд исходил из того, что признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении обществом работ в отсутствие названного контракта, и, в соответствии с пунктом 20 Обзора по Закону № 44-ФЗ, это не порождает у исполнителя права требовать оплаты работ, в связи с чем у общества отсутствуют основания для удержания выплаченного ему авансового платежа.

Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Между тем судебная коллегия полагает, что судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права и не учтено следующее.

Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора по Закону № 44-ФЗ, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Согласно пункту 75 постановления Пленума № 25 посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с заявителем кассационной жалобы в том, что договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса.

Правило, установленное частью 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта, по мнению заявителя, в полной мере коррелирует с правилами о последствиях недействительности сделки, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса.

Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении обществом работ в отсутствие государственного контракта. Согласно пункту 20 Обзора по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Таким образом, как обоснованно полагает заявитель, поскольку основания для удержания аванса отсутствуют, последствием признания государственного контракта ничтожным является его возврат.

Поскольку спорный контракт заключен с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, при недобросовестном поведении участника торгов, с целью обхода закона с противоправной целью, нарушая принципы контрактной системы, а следовательно, публичные интересы, в связи с чем она является ничтожной, применение судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего спора пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса, позволяющее такому лицу получить имущественное удовлетворение из своего незаконного поведения, является необоснованным.

Действия по уплате аванса были совершены учреждением до того момента, как стало известно о нарушениях участника торгов, а следовательно, не могут считаться подтверждением сделки с подобным нарушением. Иной подход свидетельствовал бы о возможности недобросовестного лица извлекать прибыль при совершении противозаконных действий, нарушая публичный правопорядок.


Мы в АНО ИКАР предлагаем своим клиентам инициативный аудит, который поможет избежать подобных казусов. Ваша компания может заказать любую интересующую Вас услугу в области комплаенс контроля и внутреннего аудита: 

Заказать внутренний комплаенс-аудит


Полный текст судебного решения:https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/8b52c0d9-3c94-403d-b90f-97c2fd0f751b/7e0b266f-c3c3-4c5d-a96c-d80bca196cd4/A84-2224-2018_20200617_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
Разное, но интересное