Судебная практика

1,25 млрд.рублей проблем с имуществом аэропорта

Фабула дела.
«Международный аэропорт Сабетта» (далее - ООО «Международный аэропорт Сабетта», заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с требованием, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 25.12.2019 №11-21/18  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части в части доначисления налога на имущество в размере 1 014 089 519 руб., пени по налогу на имущество в размере
238 474 852,73 руб. и штрафа в размере 2 028 179 руб. Данные суммы были результатом Решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.

Доначислен налог на имущество:
за 2016 год в размере 314 390 557 руб.,
за 2017 год в размере 342 735 900 руб.,
за 20189 год 356 962 972 руб., а также соответствующая сумма пени в размере
257 390 037,22 руб. и штрафы 2 028 179 руб.

Письмом от 17.02.2020 №05-20/02190@ Управление ФНС сообщило об исправлении технической ошибки, а именно, решение Инспекции отменено в части доначисления пени в размере 18 915 184,49 руб.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что им выполнены все условия для применения норм пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс), а именно, факт законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию спорных объектов, а также учет капитальных вложений в балансовой стоимости объектов основных средств. Также указывает, что сделка по приобретению основных средств имела реальность производимых операций, приобретение объектов входящих в инфраструктуру аэропорта «Сабетта» не было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды.
В отзыве на заявление инспекция, возражая против требования заявителя, указало, что налогоплательщик не имеет право на применение норм пункта 6 статьи 376 НК РФ, так как не производил капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию в средства, приобретенные у ОАО «Ямал СПГ».


Немного теории.
Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Пункт 6 ст. 376 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ, его действие было ограничено тем же законом, что вводило пункт. Таким образом с 1 января 2025 года пункт 6 статьи 376 признается утратившим силу.

В пояснительной записке к вышеуказанному Федеральному закону указано, что налог на имущество организаций оказывает существенное влияние на финансовую деятельность транспортных организаций, в частности на реализацию инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов. То есть в данном случае, льгота предусматривается в том случае, если организация производит строительство, модернизацию, либо реконструкцию объектов.

Кроме того указано, что льготу предполагается ввести лишь в отношении прироста стоимости указанного имущества в результате инвестиций из федерального бюджета в это имущество в период с 2010 по 2025 г.г

Что решил суд.

Как следует из материалов дела, ОАО «Ямал СПГ» является участником инвестиционного проекта по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, включая строительство завода по сжижению природного газа и строительство аэропорта «Сабетта» (далее по тексту - Аэропорт). Строительство, доведение до состояния пригодного к эксплуатации и регистрация объектов недвижимости осуществлено ОАО «Ямал СПГ», которое после окончания строительства 13.10.2014 получило свидетельства о государственной регистрации права.

Решением ОАО «Ямал СПГ» от 14.02.2013 №1 создано ООО «Международный аэропорт Сабетта», где ОАО «Ямал СПГ» является 100% участником Общества – главного оператора Аэропорта с размером уставного капитала 10 000 рублей. Основными видами деятельности являются аэропортовая деятельность, деятельность по содержанию, эксплуатации и использованию аэровокзальных комплексов, деятельность по обслуживанию пассажиров.

На момент регистрации у ООО «Международный аэропорт Сабетта» отсутствовало в собственности или на правах аренды какое-либо имущество на протяжении 2013-2014 г.г. Решением от 22.12.2014 №8 единственного участника ООО «Международный аэропорт Сабетта» принято решение об увеличении уставного капитала на сумму 11 691 565 000 рублей за счет внесения дополнительного вклада в уставной капитал.

Решением от 20.07.2015 №11 единственного участника ООО «Международный аэропорт Сабетта» принято решение об увеличении уставного капитала ООО «Международный аэропорт Сабетта» на сумму 3 026 553 000 рублей. Также данным решением принято решение об одобрении сделки (договор купли-продажи недвижимого имущества), между ООО «Международный аэропорт Сабетта» (Покупатель) и ОАО «Ямал СПГ» (Продавец).

По договору от 25.11.2014 №887/14-ЯСПГ ОАО «Ямал СПГ» ИНН 7709602713 (Продавец) и ООО «Международный аэропорт Сабетта» (Покупатель) приобретает сооружения, общая стоимость передаваемого по Договору имущества составила
11 072 839 183 руб. 51 коп.

28.07.2015 между ОАО «Ямал СПГ» (Продавец) и ООО «Международный аэропорт Сабетта» (Покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимости №573/15-ЯСПГ на приобретение имущества, общая цена договора составляет 3 026 552 856 руб. 52 коп.

Решением от 07.07.2016 № 20 единственного участника ООО «Международный аэропорт Сабетта» принято решение об увеличении уставного капитала на сумму 1 698 267 000 рублей за счет внесения дополнительного вклада в уставной капитал.

Также данным решением одобрено заключение Договора купли-продажи недвижимости между ООО «Международный аэропорт Сабетта»и ОАО «Ямал СПГ» на общую сумму
1 998 266 612 рублей. Данное решение удостоверено нотариусом города Москвы 07.07.2016 и зарегистрировано в реестре за номером 3-1831.

26.07.2016 между ОАО «Ямал СПГ» (Продавец) и ООО «Международный аэропорт Сабетта» (Покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимости №1076/16- общая цена договора составляет 1 998 266 612 рублей 81 копейка.

Решением единственного участника ООО «Международный аэропорт Сабетта» от 07.08.2017 №30 принято решение об увеличении уставного капитала на сумму 1 828 677 510 рублей за счет внесения дополнительного вклада в уставной капитал. Также данным решением одобрено заключение Договора купли-продажи недвижимости между ООО «Международный аэропорт Сабетта» и ОАО «Ямал СПГ» на общую сумму 2 147 148 902 рублей.

Заявителем не представлены в материалы дела документы, подтверждающие увеличение первоначальной стоимости приобретенных объектов, в связи с проведенной им реконструкции, модернизации, достройки либо дооборудования

В соответствии с абз.2 п.2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Согласно пункту 6 статьи 379 НК РФ, налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Из вышеуказанных положений, и представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что ООО «Международный аэропорт Сабетта» были приобретены готовые объекты основных средств, построенные и введенные в эксплуатацию ОАО «Ямал СПГ».

Доказательств инвестирования денежных средств ООО «Международный аэропорт Сабетта» в строительство, проведение реконструкции, модернизации в материалах дела не содержится.

Также суд считает, что заявителем неверно трактуется Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» №305257-5, а именно о том, что целью законодателя при введении рассматриваемой нормы главы 30 НК РФ являлось освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов инфраструктуры в целях поддержки ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры, реализация инвестиционных проектов.

Как уже было указано выше, ООО «Международный аэропорт Сабетта» не реализовывало каких-либо инвестиционных проектов, а приобрело готовый объект, введенный в эксплуатацию ОАО «Ямал СПГ».

Решение:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Сабетта» отказать.

Апелляционная и кассационная инстанция поддержали решение первой инстанции.

12.07.2021 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Сабетта»отказала  обществу с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Сабетта» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.


Полный текст:Текст решения первой инстанции
Судебные споры по налогу на имущество