Судебная практика

Будьте формалистами!

Коротко:
Общество привлечено к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу запрошенных сведений. В соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ инспекцией сформировано требование о представлении документов за определенный период в отношении организации (контрагента общества), а также письменных пояснений в случае, если общество не является первичным поставщиком товаров, работ, услуг в ее адрес. После истечения срока исполнения требования инспекция проинформировала общество, что документы истребовались в рамках камеральной проверки. Суд удовлетворил заявленные обществом требования: пусть и ошибочное, но отсутствие в требовании указания на конкретное мероприятие налогового контроля, а также на информацию о конкретной сделке позволило обществу прийти к выводу о несоответствии требования и поручения п. 2 ст. 93.1 НК РФ и отказаться от его выполнения.


Позиции судов:
1 инстанция:
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2019 (судья Кудрявцева А.В.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
2 инстанция:
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 (судьи Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
3 инстанция:
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2019 по делу № А76-15894/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Челябинской области – без удовлетворения.


Подробно:
Общество с ограниченной ответственностью «Мечел-Энерго» (далее - общество «Мечел-Энерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 15.03.2019 № 2 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Как следует из материалов дела, в связи с проведением иных мероприятий налогового контроля в отношении АО «БМК» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан направила в адрес Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области поручение от 05.12.2018 № 317 об истребовании документов (информации) у общества «Мечел-Энерго», касающихся деятельности проверяемого лица. В целях исполнения данного поручения инспекцией в порядке п. 4 ст. 93.1 НК РФ сформировано требование о представлении документов (информации) от 06.12.2018 № 204, на основании которого истребованы у общества счета-фактуры, товарные и товарно-транспортные накладные, платежные документы, договор с актами выполненных работ за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 в отношении акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат», а также письменные пояснения в случае, если общества «Мечел-Энерго» не является первичным поставщиком товаров, работ, услуг в адрес АО «БМК».

В указанном требовании в качестве наименования мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации) указано - в связи с иными мероприятиями налогового контроля.

Указанное требование направлено обществу «Мечел-Энерго» по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) - 06.12.2018, получено обществом - 10.12.2018, что подтверждается квитанцией о приеме. Соответственно, срок исполнения обществом указанного требования истекал 17.12.2018, однако документы, а также информация по требованию от 06.12.2018 № 204 не представлены.

Так, общество «Мечел-Энерго» направило в инспекцию 10.12.2018 в электронном виде по ТКС ответ на требование от 06.12.2018 № 204, где уведомило об отказе в предоставлении запрошенных документов в связи с тем, что налоговым органом в поручении об истребовании документов не указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой производится запрос документов.

На основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ инспекцией оставлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., сниженного в два раза с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств на основании п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что отсутствие в требовании о представлении документов (информации) от 06.12.2018 № 204 указания на конкретное мероприятие налогового контроля, а также информацию относительно конкретной сделки, что с учетом пусть и ошибочного, но отсутствия в указанных требованиях и поручении ссылки на проведение в отношении АО «БМК» налоговой проверки, позволяло обществу «Мечел-Энерго» прийти к выводу о несоответствии указанного требования и поручения положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ и, соответственно, отказаться от его выполнения.

Как установлено судами, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан направлено поручение об истребовании документов (информации) от 05.12.2018 № 317 у общества «Мечел-Энерго», касающихся деятельности АО «БМК», в связи с иными мероприятиями налогового контроля. 22.04.2019 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в письме от № 07-55/01706@, адресованному инспекции, то есть после установленного срока исполнения оспариваемого требования обществом (17.12.2018), указало, что поручение от 05.12.2018 направлено на основании камеральной налоговой проверки АО «БМК» по НДС за 3 квартал 2018 года. 

Как следует из материалов дела, ни поручение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан об истребовании документов (информации) от 05.12.2018 № 317, ни требование инспекции о представлении документов (информации) от 06.12.2018 № 204, на основании которого истребованы у общества документы, в качестве наименования мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов, не содержало указание на проведение в отношении АО «БМК» камеральной налоговой проверки, указано - «иные мероприятия налогового контроля».


Сотрудники АНО ИКАР имеют более чем 20-летний опыт внутреннего аудита налоговой и финансовой отчетности. Ваша компания может заказать у нас консультацию по вопросам проведения внутреннего аудита процессов и процедур, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.
Заказать консультацию Вы можете, нажав сюда.


Полный текст:https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b166b6e8-abee-43f6-8808-3a3c9144346a/f6579fb6-d5a2-4adb-a668-6226388c3219/A76-15894-2019_20200116_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True
Споры с ИФНС по формализованным требованиям