Судебная практика

Тайна, какая такая тайна?

Фабула дела: 
Общество с ограниченной ответственностью «АгроКорм» (далее также – ООО «АгроКорм», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее также – Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконными:


1. действий, выразившихся в распространении информации о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в первом квартале 2019 г. по взаимоотношениям с ООО «АгроКорм» путём направления информационного письма от 19.08.2019 № 09-16/19364 в адрес общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Веселый мельник» (далее также – ООО «ТД «Веселый мельник»);

2. к Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в распространении информации о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в четвертом квартале 2019 г. по взаимоотношениям с ООО «АгроКорм» путём направления информационного письма от 15.05.2020 № 1781 в адрес акционерного общества «Лузинский комбикормовый завод» (далее также – АО «ЛКЗ»)
К участию в деле привлечены третьи лица - контрагенты заявителя. 

Решение суда: 
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 30.10.2018 принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации – ассоциации добросовестных участников рынка АПК, 02.11.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о её учреждении. В числе прочих членами ассоциации добросовестных участников рынка АПК являются ООО «АгроКорм», давшее 31.12.2018 согласие по форме, являющейся приложением № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы», согласие на общедоступность сведений о нём, составляющих налоговую тайну, а также ООО «ТД «Веселый мельник», АО «ЛКЗ».

Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК для достижения целей, определённых при её создании, открыт и поддерживается информационный ресурс со сведениями об организациях, в отношении которых налоговыми органами через каналы ТКС передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по НДС (далее – информационные ресурс).

В этом информационном ресурсе ассоциацией добросовестных участников рынка АПК 29.08.2019 размещены сведения об ООО «АгроКорм» как организации, в отношении которой налоговыми органами через каналы ТКС передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по НДС за первый квартал 2019 г

По мнению заявителя, направление налоговым органом указанных информационных писем не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Располагая правом на раскрытие налоговой тайны в отношении налогоплательщика, заинтересованные лица должны были действовать с соблюдением пп. 1 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ), рекомендаций, изложенных в письмах Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656, а также обеспечить распространение о налогоплательщике только достоверной информации.

Однако эти условия не выдержаны: каких-либо состоятельных (обоснованных) претензий к ООО «АгроКом» выдвинуто в установленном законом порядке не было, контрагенты, в сделках с которыми заинтересованным лицом выявлен налоговый разрыв, отрицают данный факт; применительно к сведениям, внесённым в информационный ресурс ассоциации, оспариваемые действия не могут быть обоснованы ссылкой на алгоритм формирования этого информационного ресурса, учитывая, что налоговый орган не принадлежит к участникам Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции — совместной политики по противодействию незаконным действиям на рынке оборота сельскохозяйственной продукции, а при ином утверждении, этот алгоритм нарушен, поскольку контрагенты ООО «АгроКорм» являются производителями сельскохозяйственной продукции, АО «ЛКЗ» же информационное письмо направлено до истечения срока на добровольное урегулирование налогового разрыва; нарушены пределы раскрытия налоговой тайны (письма Федеральной налоговой службы от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656, от 12.12.2019 № ЕД-4-2/25672@).

Ввиду оспоренных действий, по заявлению ООО «АгроКорм», имеют место отказы контрагентов от участия в сделках с ним, возникают основания для его привлечения по уже заключённым с ним сделкам к согласованной в них (сделках) гражданскоправовой ответственности (договор поставки № ЛКЗ/19/0308 от 10.12.2018, заключённый с АО «ЛКЗ»), внесения в информационный ресурс сведений о наличии налогового разрыва в 4 квартале 2019 г.

Обжалованными действиями заявитель фактически понуждается к изменению налоговых обязательств, исчисленных им самостоятельно, без проведения в установленном НК РФ порядке налоговой проверки.

Заинтересованными лицами и ассоциацией добросовестных участников рынка АПК не усмотрено нарушения прав ООО «АгроКорм» и несоответствие оспоренных действий законодательству РФ о налогах и сборах, третьими лицами на стороне заявителя объявлено о соблюдении ими законодательства РФ о налогах и сборах (отсутствии в сделках с ними налоговых разрывов).

Суд пришел к выводу, что действия Инспекции являются законными на основании следующего:
  • Несмотря на то, что термин «налоговый разрыв» в законодательстве не определен, всеми участниками налоговых правоотношений под ним понимается неуплата (неполная уплата) НДС каким-либо из участников сделок. Термин «налоговый разрыв» применяется к налоговым правоотношениям, участником которых выступает конкретный налогоплательщик. Соответственно сведения о наличии/отсутствии в деятельности налогоплательщика налогового разрыва относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну.
  • Поскольку Обществом дано согласие на признание сведений о нем, составляющих налоговую тайну, общедоступными (вне зависимости от того, что Общество понимало под такими сведениями), налоговый орган вправе распространять сведения о налоговом разрыве в деятельности Общества в адрес различных лиц без каких-либо условий.
  • В своих информационных письмах Инспекция выражает свое мнение. Вне зависимости от того, ошибочное оно или нет, само по себе оно не влечет за собой правовых последствий для Общества, поскольку не обязывает Общество к совершению каких-либо действий.
  • Гражданско-правовые последствия внесения в информационный ресурс Ассоциации добросовестных участников рынка АПК сведений о наличии у Общества налогового разрыва (на основании писем Инспекции) возникли для Общества исключительно в результате его добровольного членства в данной ассоциации, а также самостоятельного определения им условий договора с контрагентом. Соответственно действия Инспекции не находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими гражданско-правовыми последствиями.


Прочие споры с ИФНС Разное, но интересное