Судебная практика

Мы не субъекты, наверное!

История вопроса:

Акционерное общество «Каустик» (далее – заявитель, общество, АО «Каустик») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты по Южному Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, административный орган, МРУ пробирная палата России по ЮФО) о признании недействительным предписания от 31.01.2022 № 04-01-02/22/249. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Каустик» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Нюансы:

📌По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд неправомерно пришел к выводу о том, что АО «Каустик» является субъектом статьи 5 Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

📌Общество указывает, что материалы дела не содержат допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о том, что АО «Каустик» использует драгоценные металлы для изготовления изделий, содержащих драгоценные металлы. АО «Каустик» покупает готовые изделия (полоса, проволока, раствор), из которых создают заготовки для 2 А53-10738/2022 дальнейшего наплавления и припоя к оборудованию или при нанесении на покрытие анодов, в случае использования раствора, содержащего рутений. То есть, при использовании полос и проволоки не происходит изменения физического состояния драгоценного металла или процесс производства, так как в результате использования драгоценных металлов новое изделие не возникает. Кроме того, судом не дана оценка законности распоряжения о проведении плановой документарной проверки от 11.11.2021 № 95 и акта проверки от 28.01.2022 № 3. В распоряжении от 11.11.2021 № 95 отсутствует ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок. Сроки исчисления проведения проверки следует исчислять не с даты получения документов 10.12.2021, а с даты возникновения основания для проведения проверки 11.11.2021.

📌АО «Каустик» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1023404355666, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и материалами проверки. АО «Каустик» зарегистрировано и состоит на специальном учете в ГИИС ДМДК. Номер постановки на специальный учет: ЮЛ3404011906. Дата постановки на специальный учет: 03.09.2021 (https://dmdk.ru).

📌В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (далее - Правила) постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие 5 А53-10738/2022 операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).Законодатель дает исчерпывающий перечень исключений для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМ, которые не подлежат постановке на специальный учет. Постановка на специальный учет носит заявительный характер. АО «Каустик» самостоятельно подало заявление о постановке на специальный учет, следовательно, АО «Каустик» не относит себя к указанным исключениям.

📌Проверкой установлено, что АО «Каустик» в проверяемом периоде осуществляло деятельности по покупке драгоценных металлов в виде: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08%, ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твердая, ПРОВОЛОКА ПСР-45, ПРОВОЛОКА СР-99,99 - 4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014. Проволока серебряная является длинномерным изделием с поперечным сечением постоянных размеров, изготовляемое волочением, свернутое в моток или намотанное на катушку, применяемым для образования неразъемного соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, их смачивания припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (пайка), и образования на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации (лужение). То есть, при пайке или лужении происходит изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов. Проверкой установлено, что в деятельности АО «Каустик» приобретенные ДМ использовались: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08% - для нанесения на поверхность титановых анодов и токоподводов; ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твердая - режется на пластины, которые серебряным припоем ПСР-45 припаивается к медной основе контактов электролизеров; ПРОВОЛОКА ПСР-45 - используется для припоя серебряных пластин; ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014) - для изготовления серебряных прокладок. ПРОВОЛОКА ПСР-45 является изделиями из ДМ, используемой для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации).

📌Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а также установлено, что к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относится, в том числе изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней. Если организация осуществляет куплю-продажу ДМ, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Аналогичная позиция содержится в информационном письме Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю- продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» согласно которой, организация осуществляющая куплю- продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, признается организацией осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ.

📌Учитывая материалы проверки, АО «Каустик» нарушены требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а 13 А53-10738/2022 равно повлекшие представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков. Таким образом, административным органом верно установлено, что причинноследственной связью, послужившей основой для совершения административного правонарушения в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях соблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ явилось безответственное отношение общества к исполнению своих публичных-правовых обязанностей в сфере ПОД/ФТ. Кроме того, выводы о наличии в действиях АО «Каустик» нарушений требований Федерального закона № 115-ФЗ содержатся в решении Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2022 по делу № А12-4457/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022.


Суд постановил:

📝В связи с тем, что заявитель является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, на него распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ.

📝решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 по делу № А53-10738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

АНО ИКАР является аккредитованным центром по обучению в рамках требований 115-ФЗ от 07/08/2001 года.
АНО ИКАР не обещает разработать документы, которые пройдут проверки, не обещает выдать Свидетельства без прохождения обязательного теста, не дает несбыточных обещаний по возмещению штрафов.

Мы те, кто знает как исполнять 115-ФЗ начиная с 2002 года (закон начал действовать в феврале 2002 года). Подробнее тут


Споры в рамках закона об отмывании денег (AML) (ПОД/ФТ)