Судебная практика

Настройка или НИОКР? Аудиторы или ученые?

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее – Заявитель, Общество, налогоплательщик, ПАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4) о признании недействительным решения от 11.03.2016 № 03-1-28/1/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части нарушения  статей 252, 262 НК РФ в составе расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР) для целей исчисления налога на прибыль организаций за 2011 год неправомерно учтены затраты по внедрению программного продукта SAP с коэффициентом 1,5 в сумме 239 097 644 рубля, понесенные в рамках договора оказания консультационных услуг от 23.01.2009 № 19541-1, заключенного с «Делойт и Туш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед», что привело к неуплате (неполной уплате) налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 819 529 рублей.

По мнению Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4, Обществу были оказаны консультационные услуги, которые не являются НИОКР для целей применения положений статьи 262 НК РФ.


В соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 году) расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Согласно пункту 2 статьи 262 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 году) расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном данной статьей.

Расходы налогоплательщика на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Перечень НИОКР, расходы налогоплательщика на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988. На основании пункта 21 Перечня к таким НИОКР относятся технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления.

В соответствии со ст. 769 ГК РФ условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Как указано в оспариваемом Решении, ПАО «Мосэнерго» 27.03.2015 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2011 год, согласно которой Обществом в состав прочих расходов включены расходы на НИОКР в сумме 239 097 644 рубля в связи с применением в соответствии с пунктом 2 39 статьи 262 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 году) к ранее учтенным расходам коэффициента 1,5.

Обществом с вышеуказанной уточненной налоговой декларацией в качестве подтверждающих документов представлены: Договор, акты приемки-передачи услуг, счета-фактуры, приказ от 25.12.2009 № 636 о переходе к работе в системе SAP. Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (Компания Делойт) обязуется оказать Заказчику (ПАО «Мосэнерго») консультационные услуги в соответствии с условиями и положениями Договора.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора в ходе оказания услуг Исполнитель подготовит Результаты, указанные в Приложении 3, составляющем неотъемлемую часть Договора. Из Приложения 3 к Договору следует, что в перечень Результатов работ по проекту включены: управление программой, процессы и приложения, управление изменениями, миграция данных, информационные технологии.

На основании представленных Обществом документов, в частности, актов приемки-передачи услуг установлено, что в рамках вышеуказанного Договора Исполнителем НИОКР не выполнялись, а были оказаны Заказчику консультационные услуги, связанные с выполнением этапов внедрения информационной системы SAP, в том числе в части налогового учета, отраслевого решения для энергетики, ремонтной деятельности, рекомендованных производителем данного программного обеспечения.

Налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля получено письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 26.02.2016 № ЛО-165/14, в котором указано, что налогоплательщики, использующие право на применение коэффициента 1,5, должны составлять отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

При этом Обществом такой отчет не представлен. Также Заявителем не представлены документы, в том числе лицензии, лицензионные соглашения, свидетельствующие о передаче неисключительных и (или) исключительных прав на внедренную систему SAP.

Обоснованность выводов налогового органа подтверждается Заключением специалиста Российской Академии наук от 12.09.2016, в соответствии с которым, представленные материалы являются документами, подписанными заказчиком и исполнителем по поводу оказания услуг по внедрению продуктов SAP и не подтверждают выполнение фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований, поисковых научных исследований, экспериментальных разработок, иных научно-исследовательских или опытно-конструкторских разработок.

В частности специалист указал, что работы проводились на базе стандартного функционала продуктов SAP и представляли собой внедрение и настройку этих продуктов под нужды конкретного заказчика. Также специалист указывает, что в роли исполнителей по оказанию услуг по внедрению продуктов SAP выступают коммерческие компании, являющиеся по сути интеграторами, а сами проекты являются производственными, а не научно- исследовательскими или опытно-конструкторскими.

Таким образом, спорные работы в действительности являются услугой по системной интеграции, то есть настройке уже существующих программных продуктов для целей и нужд конкретной компании с использованием стандартных методов, рекомендуемых производителем (разработчиком исходного кода.

Кроме того, условием для включения расходов в специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 («создание информационных систем управления различного назначения») является создание новых информационных систем «с нуля», а не интегрирование уже готового продукта «под себя».

То есть, работы не являются НИОКР и потому не соответствуют Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988. Кроме того, для признания работ в качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских необходимо соблюдение налогоплательщиком следующих условий: работы должны проводиться на основании технического задания на НИОКР; результаты выполненных работ должны быть подтверждены соответствующими расчетами и зафиксированы на любом носителе; работы должны быть направлены на получение или применение новых знаний или решений.

Договоры Налогоплательщика не только не свидетельствуют о наличии НИОКР из содержания договоров, но и формально не являются договорами на НИОКР, поскольку не подпадают под регулирование статьи 769 ГК РФ и не содержат существенных условий договора на выполнение НИОКР.

Таким образом, является обоснованным вывод Инспекции о завышении Обществом расходов на 239 097 644 рубля, что привело к неуплате (неполной уплате) налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 819 529 рублей.

Кассация назначена на 05/11/2020 года. 

Текст Постановления
Судебные споры по налогу на прибыль