Как следует из судебного акта, АО «Бейкер Хьюз» (далее – «Декларант») ввезло на территорию РФ и задекларировало на таможенных постах Курской и Шереметьевской таможен резцы буровых долот, выполненные из композитного материала с алмазами в составе.
Данный товар был задекларирован по коду товарной позиции 8207 ТН ВЭД ЕАЭС как часть рабочего инструмента для бурения. По итогам камеральной таможенной проверки после выпуска товаров Курская таможня не согласилась с такой классификацией и присвоила товару код из товарной позиции 8209 ТН ВЭД ЕАЭС как наконечникам для инструментов, выполненным из металлокерамики, что привело к доначислению таможенной пошлины по более высокой ставке.
Декларант оспорил решения Курской таможни в суде и заявил доводы как по существу спора, так и о процедуре. Суд принял сторону таможни. Спор о классификации товара был разрешён через судебную экспертизу. Избранный судом эксперт разъяснил, что спорные резцы всё-таки являются наконечниками для буровых долот, выполненными из металлокерамики, из чего следует, что классификация таможни верна.
По вопросу процедуры суд установил, что полномочия таможенных органов по проведению проверок в пределах РФ экстерриториальны во всех смыслах этого слова. Таможенный контроль распространяется как на зоны таможенного контроля, так и на прочие места, в которых находятся (могут находиться) товары, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о товаре. Любой таможенный орган вправе проводить таможенные проверки деклараций на товары, поданных в зоне деятельности другой таможни, и решения, принятые по таким проверкам, будут иметь обязательную силу.
К такому выводу суд пришёл от обратного, исходя из того, что нормативно-правовые акты ЕАЭС и РФ не содержат предписаний, которые бы связывали таможенные органы регионом их деятельности, в частности ст. 332 ТК ЕАЭС. Суд также сослался на ведомственные акты ФТС России, которые исходят из той же предпосылки, и на Стратегию развития таможенной службы РФ до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1338-р). Стратегия, среди прочего, предусматривает функциональное перераспределение таможенных операций между таможенными органами страны в целях совершенствования таможенного администрирования.
Неясность в вопросе с полномочиями на проведение проверок – следствие того, что рамки деятельности органов ФТС России не всегда чётко определены в законе и зачастую установлены ведомственными актами, которые могут быть весьма запутанными, а иногда противоречат друг другу.
АНО ИКАР оказывает своим клиентам помощь в решении задач и вопросов, возникающих при работе с таможенными органами. 👉 Подробнее