Судебная практика

Суд: "Комиссии не являются формой контроля по 115-ФЗ"!

Фабула дела: 
ООО "ТСТК-НОРД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО «СОВКОМБАНК» о взыскании денежных средств в размере 657 625,32 руб., составляющих:
  • неосновательное обогащение в размере 650 855,94 руб.,
  • проценты за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, в размере 6 769,38 руб. за период с 12.05.2020 по 05.08.2020, с последующим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства.

Подробнее: 
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2018 года между ООО «Таймырская Сервисная Транспортная Компания - Норд» (далее – истец, Клиент) и ПАО «Совкомбанк» (далее – ответчик, БАНК) заключен договор банковского счета в рублях, по условиям которого Банк открывает клиенту расчетный счет №40702810311010050660 и карточный счет №40702810511920050660 и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиента в соответствии с законодательством РФ, правилами и нормативными актами Банка России.

29.04.2020 Банк обратился к Клиенту с запросом № 2020-001856 о представлении документов, в целях исполнения требований статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон N 115- ФЗ).
Аналогичные по своему содержанию запросы были направлены Банком 06.05.2020 № 2020-002017 и 07.05.2020 г. № 2020-002096.
Срок для представления документов установлен не позднее одного рабочего дня. Однако, как указывает истец, в виду Указов Президента РФ от 02.04.2020 N 239. от 28.04.2020 №294 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которыми объявлены нерабочими дни в период с 30 марта по 08 мая 2020 года. Клиент не имел возможности подготовить и представить запрошенные документы. 07.05.2020, 08.05.2020 Банк отказывал Клиенту в исполнении платежных распоряжений Клиента, направленных в Банк 06.05.2020 года в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона №115-ФЗ. 08.05.2020 Банк направил уведомление об установлении тарифа 15% в соответствии сп. 15 тарифного плана «Дистанционный» за совершение всех приходных и расходных операций (кроме платежей в бюджет) в связи с выявление обстоятельств, дающих основания полагать что операции по счету Клиента несут репутационный риск.

Уведомление направлено Клиенту в системе Чат-банк.

12.05.2020 Банк ограничил в дистанционном банковском обслуживании клиента; Ограничение возможности использования системы ДБО введено в соответствии с п. 5.2.12 Положения о дистанционном банковском обслуживании, о чем Обществу было направлено соответствующее уведомление.

С 12 мая по 28 мая 2020 года, Банк списал с расчетного счета Клиента комиссии за репутационные риски в общей сложности 650 855,94 рублей с назначением «Комиссия от осуществления переводов денежных средств 15% от суммы операции (репутационные риски) за период 12.05.2020, НДС не облагается».

В том числе18.05.2020 Клиенту поступила Государственная субсидия по поручению Президента России (постановление 11равительства от 24. 04. 20 № 576) по реестру № 157 от 16.05.20 в размере 24 260 руб., как субъекту МСН наиболее пострадавшему от пандемии отраслей на сохранение занятости и оплаты труда. Банк усмотрел в нем репутационный риск и удержал комиссию в размере 3 639 руб. с назначением «Комиссия от осуществления переводов денежных средств 15% от суммы операции (репутационные риски) за период 18.05.2020, НДС не облагается». Банковский ордер №25.

03 июня 2020г. истец передал Банку документы, затребованные Банком по запросам от 29.04.2020 № 2020-001856, от 06.05.2020 № 2020-002017, от 07.05.2020 № 2020- 002096, что подтверждается подписью Главного менеджера МСБ. В сопроводительном письме при передаче документов Клиент сообщил Банку, что прилагаемый перечень документов и информации полностью соответствует требованиям Банка, отсутствуют признаки, указывающие на необычный характер сделок и не содержат информации, дающей основание считать, что операции по счету несут репутационный риск для Банка и просил осуществить возврат ранее удержанных комиссий за период с 12 по 28 мая 2020 года.

Письмом исх.№796 ОТ 08.07.2020 года Банк сообщил, что основания для возврата комиссий отсутствуют.

В соответствии с положениями ГК РФ, Закона о банковской деятельности и Закона № 115-ФЗ следует, что осуществление Банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.

Осуществление кредитной организацией указанной выше публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитной организацией признаны сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено ни Законом о противодействии отмыванию доходов, ни иными нормативными актами.

Закон о противодействии отмыванию доходов, устанавливая специальные правовые последствия выявления кредитными организациями сомнительных операций в случае непредставления клиентами документов в их обоснование, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.

В связи с этим возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются или не являются они следствием такого контроля, недопустимо.

Следовательно, установление спорной комиссии не является формой контроля по смыслу Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При этом, Банк направляя запрос истцу от 07.05.2020 указал следующее: «В целях исполнения требований статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), просим Вас в срок не позднее 1 рабочего дня с момента направления настоящего запроса, предоставить следующие документы:
1) Описание деятельности, поясняющее суть бизнеса, отношение к холдингу / группе, роль в структуре группы
2) Сведения о среднесписочной численности работников
3) Сведения о счетах, ранее открытых в других кредитных организациях, и, при наличии таких счетов, выписки по ним за предыдущие 6 месяцев
4) Наименование сайта организации в сети Интернет (при наличии)
5) Договоры аренды офисных, торговых и складских помещений (либо документы, подтверждающие право собственности), используемых организацией для осуществления деятельности
6) Документы, подтверждающие право собственности (или аренды) на транспортные средства, а также иное имущество, используемое для осуществления хозяйственной деятельности (при наличии)
7) Документы (платежные поручения или выписки по счетам, заверенные банком), подтверждающие осуществление по счету в другой кредитной организации налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ за 4 квартал 2019
8) Документы (платежные поручения или выписки по счетам, заверенные банком), подтверждающие осуществление по счету в другой кредитной организации налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ за 1 квартал 2020
9) Годовую бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов о получении, либо с приложением квитанций о сдаче отчетности в электронном виде или по почте
10) Налоговые декларации по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2019 с отметкой налоговых органов о получении, либо с приложением квитанций о сдаче отчетности в электронном виде или по почте
11) Налоговые декларации по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2020 с отметкой налоговых органов о получении, либо с приложением квитанций о сдаче отчетности в электронном виде или по почте
12) Декларации по УСН, ЕНВД, патент (специальные режимы налогообложения) за последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов о получении, либо с приложением квитанций о сдаче отчетности в электронном виде или по почте
13) Форму 4-ФСС, расчет по страховым взносам за 4 квартал 2019 с отметкой о принятии контролирующим органом
14) Форму 4-ФСС, расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 с отметкой о принятии контролирующим органом
15) Отчет СЗВ-М за последний отчетный период с отметкой о принятии контролирующим органом
16) Утвержденное штатное расписание организации
17) Документы, подтверждающие источники происхождения средств, поступивших на счета в Банке
18) Договоры с приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (а также сопутствующие документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами: накладные, спецификации, счета-фактуры, акты выполненных работ и 8 услуг, отчеты агента и т.д.), по проведенным по счету в Банке операциям (документы по поступлению и расходованию средств) за последний месяц
19) Информацию о деловой репутации контрагента (сведения о численности сотрудников, предпосылки и причины сотрудничества, информация располагаемых ресурсах для ведения финансово-хозяйственной деятельности (штат, техника)
20) Договоры с приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (а также сопутствующие документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами), являющиеся основанием для зачисления средств на расчетные счета в иных кредитных организациях, впоследствии перечисленных Вами на счет в ПАО "Совкомбанк" (при наличии таких перечислений)
21) Оборотно-сальдовые ведомости за 1 кв. 2020 по счетам синтетического учета на балансовых счетах: - 51 "Расчётные счета" в разрезе банков, назначений платежей (субконто) с отражением сумм по налогам, социальным отчислениям; - 62 "Расчеты с покупателями" - 60 "Расчеты с поставщиками" - 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" - 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований указанного Федерального закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

В случае непредставления указанных в настоящем запросе документов Банк в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ вправе отказать Вашей организации в выполнении распоряжения о совершении операции.». Таким образом, Банком был запрошен у ответчика значительный по объему пакет документов и количество документов в срок, установленный ответчиком в одностороннем порядке без учёта количества и объёма документов 1 рабочий день. При этом, суд отмечает, что цель действий ответчика в рамках ст.1 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – не формальный подход к вопросам соблюдения контрагентом перечня необходимых документов, а исследование их на предмет наличия реальной соответствующей закону деятельности клиента.
Запрошенные ответчиком документы были истцом представлены.

Данное обстоятельство подтверждает фактическое наличие испрашиваемых документов у истца и возможность их представления ответчику при добросовестном поведении последнего в вопросах запроса и получения документов.

Ответчик, действуя недобросовестно, в рамках самостоятельно установленного срока предоставления документов, необоснованно сократил его до одного дня; при этом с учётом вынесения ответчиком решения об ограничении банковского обслуживания истец не имел достаточного и заранее определённого  времени для обращения с разъяснениями к ответчику по существу и количеству документов.

Кроме того, пунктом 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если у работников кредитной организации на основании реализации Правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона № 115-ФЗ.
Доказательств соблюдения ответчиком п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в отношении истца также не представлено.

Доказательств того, что банковские операции клиента были запутанными, неочевидными, не имели реальной цели, а наоборот, преследовала цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем, пошли на финансирование террористической деятельности, а равно преследовали иную противоправную цель ответчиком также не представлено.

Указанные ответчиком признаки сомнительности не могут однозначно служить подтверждением направления денежных средств на указанные выше цели. Кроме того, по своей правовой природе комиссия является неустойкой независимо от названия (тариф, комиссия и пр.), причем штрафной неустойкой, что противоречит существу договора банковского счета, по которому банк оказывает клиенту определенные услуги (принимает и зачисляет поступающие на счет клиента деньги, выполняет распоряжения клиента о перечислении и выдаче денежных средств и т.д.), а клиент оплачивает услуги банка за отдельные согласованные сторонами услуги банка.

Закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в повышенном размере.

Взыскание комиссии за совершение операций с денежными средствами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, формой контроля не является. При этом, непредставление клиентом запрошенных документов в силу пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ является основанием для отказа банком в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Довод ответчика о том, что в ходе проведения Банком анализа операций и осуществляемой им деятельности были установлены факторы высокого риска вовлечения Банка в операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Банком выявлено, а истцом не опровергнуто наличие в операциях, совершенных с использованием расчетною счета истца, открытого в ПАО «Совкомбанк», признаков сомнительности, документально не подтверждены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в рассматриваемых правоотношениях сторон на стороне Банка возникло неосновательное обогащения в виде неосновательного удержания ответчиком денежных средств истца в отсутствие соответствующего правового основания, факт сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой доказан.

Решение суда: 

Взыскать с ПАО "СОВКОМБАНК" задолженность в размере 657 625,32 руб. (Шестьсот пятьдесят семь тысяч шестьсот двадцать пять рублей тридцать две копейки), из которой:
- 650 855,94 руб. – неосновательное обогащение;
- 6 769,38 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.05.2020 по 05.08.2020, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 153 руб.
-проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанными на сумму неосновательного обогащения в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ, начиная с 06.08.2020 по день фактического исполнения обязательства.

25 декабря 2020 года апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе. 


Сотрудники АНО ИКАР имеют более чем 20-летний опыт представления интересов доверителей в арбитражных судах, а так же более 25 лет работы в крупнейших банках России. Мы помогаем своим клиентам, вписывая их бизнес желания в рамки законодательства.
Заказать консультацию Вы можете, нажав сюда.


Споры в рамках закона об отмывании денег (AML) Разное, но интересное