Статьи

"Стоять, бояться, деньги не прятать!" Или,как вести себя на допросе в налоговом органе?

Что такое налоговый допрос?
При проведении налоговых проверок инспекция может использовать определённые мероприятия налогового контроля. К ним относится допрос. По общему правилу, он проводится в помещении налоговой инспекции, а не на территории налогоплательщика. Поэтому нельзя говорить ни о каком допросе, если инспектор задаёт Вам вопросы, находясь у Вас в офисе. Это просто беседа. Поэтому Вы имеете полное право отказаться отвечать на его вопросы в ходе такого разговора. Аналогичная ситуация обстоит в случаях, когда Вам звонят по телефону и, представляясь инспектором, пытаются допросить. Налоговый кодекс не предусматривает такую форму допроса как телефонные разговор. В результате Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону с таким человеком и положить трубку.

Обращаем внимание, что в исключительных случаях допрос может проводиться по месту пребывания свидетеля. К числу этих случаев относится болезнь, старость и инвалидность, в связи с чем свидетель лишён возможности явиться в инспекцию. При этом по усмотрению инспектора допрос может и в иных случаях проводиться за пределами налоговой инспекции. Несмотря на место проведения допроса, налоговики должны соблюдать процедуру и порядок оформления результатов допроса. Без этого допрос превращается в обычный разговор, не имеющий правовую силу.

Когда инспекторы могут пригласить на допрос?
Сотрудники налоговой инспекции могут проводить допросы свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без этих проверок. Если допрос проходит в ходе налоговой проверки, то не имеет значение её вид: камеральная или выездная. Кроме того, приглашение на допрос может прийти даже если проверка проходит не в отношении Вас или Вашей компании, а когда проверяют Вашего контрагента или его контрагента. Проще говоря, существует масса случаев, когда инспекторы вправе допрашивать свидетелей. Иногда налоговики могут допрашивать свидетелей до начала налоговой проверки.

Как налоговики вызывают на допрос?
Работники налогового органа могут вызывать на допрос путём направления свидетелю соответствующей повестки. Её форма должна соответствовать образцу, утверждённому письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@. Иной порядок вызова на допрос не предусмотрен. Таким образом, инспекторы не могут по телефону вызвать Вас на допрос или, направив письмо в произвольной форме. В повестке должны быть указаны:
адрес, дата и время проведения допроса;
название инспекции, вызывающей на допрос;
наименование компании или ФИО лица, в отношении которых инспекцию интересуют сведения, которые могут быть известны свидетелю;
название мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в проведении допроса.

Законом не определён порядок направления этой повестки. Это означает, что налоговики могут прислать её в том числе по электронной почте. Однако неопределённость в законе позволяет свидетелю игнорировать повестку если она получена таким способом. Свидетеля нельзя привлечь к ответственности за неявку на допрос, если у налоговой отсутствуют доказательства уведомления его о предстоящем допросе. При направлении повестки по электронной почте невозможно доказать, что это почта свидетеля, и что именно он открывал электронный почтовый ящик, и что он обязан проверять его ежедневно.

Если инспекторы решат вызвать для дачи пояснений представителя налогоплательщика, то они могут направить не повестку, а уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Её форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Таким образом, повестка и уведомления являются разными документами для вызова на допрос. Принципиальное отличие между ними в том, что повестка направляется любому лицу для проведения допроса, а уведомление – только налогоплательщику для дачи пояснений.

Может ли налоговый инспектор провести допрос дистанционно по телефону, либо по видео-конференц связи?
Иногда сотрудники налоговых органов просят ответить на интересующие их вопросы по телефону или с помощью современных средств связи. Показания, полученные в результате такого разговора, не будут признаваться судами надлежащим доказательством по делу.

Так, например, Суд не принял в качестве доказательства Письмо Оперативного управления Службы экономической безопасности ГУВД по г. Москве в качестве надлежащего доказательства, представленного налоговым органом, поскольку изложенная в письме информация получена от физических лиц в телефонной беседе, налоговый орган указанных лиц для допроса в качестве свидетелей не вызывал, а потому такое письмо признано не соответствующим требованиям ст. 90, 99 НК РФ.

В данном примере сведения от физических лиц были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, однако считаем, что такой подход будет справедливым и по отношению к мероприятиям налогового контроля.

Хотя в ближайшем будущем нормативные документа и правоприменительная практика может измениться коренным образом.

Кого могут вызвать на допрос?
"...любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля". Подпункт 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ

Законом практически не ограничен круг лиц, которых могут допрашивать налоговики. В качестве допрашиваемого свидетеля может выступать любой человек, который обладает или может обладать ценной для налоговой проверки информацией. При этом даже не важно фактически обладает ли он сведениями, которые интересуют инспекторов. Достаточно только предположения налоговиков, чтобы вызвать человека на допрос. Обычно на допросы вызывают руководителя, учредителя, главного бухгалтера и прочих работников компании, в том числе бывших сотрудников. Во время проверок налоговая систематически проводит допросы сотрудников, не являющихся менеджерами среднего и высшего звена — инженеров, техников, грузчиков, строителей, водителей и т.д. Конкретный список потенциальных людей, которых могут допросить, зависит от целей, стоящих перед проверяющими. Например, если инспекторы хотят проверить реальность выполненных подрядчиком работ, то они могут пригласить на допрос его руководителя, бригадира и работников, которые могли выполнять спорные работы. То есть будут допрашиваться те люди, которые смогут подтвердить или опровергнуть предположения инспекторов.

Кто не может быть допрошен ни при каких обстоятельствах?
Налоговики не вправе допрашивать людей, которые в силу своего юного возраста, физического или психического состояния не могут правильно воспринимать обстоятельства. К числу этих людей можно отнести детей в возрасте до 14 лет, глухих, слепых и лиц с психическими отклонениями. Кроме того, не могут допрашиваться люди, которые обладают необходимой для инспекторов информацией, в силу своих должностных обязанностей. Например, адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители, аудиторы. Перечисленные лица, ссылаясь на пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса, могут отказаться от дачи показаний на допросе. Данная причина отказа будет уважительной и не повлечёт для человека негативных последствий. Однако закон не предоставляет Вам право определять, являетесь ли Вы свидетелем, или нет, располагаете «ценной» информацией или нет. Это право налоговиков. Если Вас или Вашего сотрудника вызвали, значит нужно явиться. Даже если Вы по условиям пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса не можете быть допрошены. Всё равно нужно прийти и, при наличии оснований, сославшись на эту норму закону, сообщить сотруднику налоговой инспекции, что Вас нельзя допрашивать.

Зачем налоговики вызывают на допросы?
Цели вызова на допрос могут быть разными – от выяснения подробностей сделки с проверяемым налогоплательщиком, до поиска скрытых налоговых правонарушений, о которых свидетель может случайно упомянуть в ходе допроса. Допрос является одним из самых важных доказательств, на которые инспекторы ссылаются при выявлении факта налогового правонарушения. Если у налогового органа возникли сомнения в реальности поставленного товара или оказанной услуги, то допрошены могут быть все: от ваших сотрудников склада до грузчиков контрагента, а так же сотрудники не только вашего офиса, но и офиса ваших партнеров по сделке. А самое интересное, что допросу могут быть подвергнуты не только работники, которые работают у вас или вашего контрагента сейчас, но и уволившиеся сотрудники.
Суды при рассмотрении налоговых споров не последнее внимание уделяют анализу подобных допросов. Они охотно приобщают их к материалам судебных дел в качестве доказательств. Поэтому не стоит относиться к допросу как к некой формальной процедуре, не имеющей принципиального значения для налоговой проверки.

Допрос может быть только в рамках налоговой проверки ?
Можно ли проводить допрос до проверки, во время ее приостановления и после окончания?
НК РФ вновь не дает однозначного ответа.
В июле 2013 года вышло Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57, в котором были даны следующие пояснения (п. 26, 27 Постановления):
1.проводить допрос можно до момента начала налоговой проверки;
2.во время приостановления налоговой проверки проводить допрос сотрудников налогоплательщика не допускается, но только на территории самого налогоплательщика
3.при этом, во время приостановления проверки, допрос возможен вне территории налогоплательщика.
    Что касается проведения допросов после окончания налоговой проверки, то в судебной практике подходы разные, но можно выделить следующие тенденции:протокол допроса, составленный после окончания проверки, но до вынесения решения, не является надлежащим доказательством, если налогоплательщик не был с ним ознакомлен.Постановление АС ВСО от 01.11.2018 № Ф-02-5141/2018 по делу № А33-32012/2017 Можно продолжить рассуждения: если свидетель был ознакомлен с протоколом, то такой протокол допускается в качестве доказательства;протокол допроса, составленный после окончания налоговой проверки (в ходе рассмотрения дела судом) является ненадлежащим доказательством;Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2017 N Ф06-7969/2016 по делу № А55-11768/2015; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2019 № Ф10-3403/2019 по делу № А62-8847/2017.Протоколы допросов, составленные после вынесения решения по результатам проведенной налоговой проверки не могут являться надлежащим доказательством, за исключением тех случаев, когда налоговый орган не мог провести допрос в ходе проверки.Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2019 № Ф04-2040/2019 по делу № А67-8642/2017

    Что могут спросить на допросе?
    Очень часто инспекторы знают, что хотят выяснить от допрашиваемых свидетелей, и заранее готовят список вопросов. Конкретные вопросы зависят от ситуации и обстоятельств налоговой проверки. Несмотря на имеющуюся у инспекторов свободу при составлении вопросов, существует список рекомендуемых вопросов. Он утверждён письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. Эти вопросы предназначены для случаев, когда налоговики хотят выяснить процедуру выбора и проверки контрагентов. При этом у инспекторов имеется полная свобода в формулировках вопросов, которые они могут задать в процессе допроса свидетеля.

    Все вопросы, которые могут быть адресованы допрашиваемому директору, можно условно разделить на три категории:

    1) Формальные вопросы. По сути это вопросы общей направленности. В качестве примера можно привести следующие стандартные вопросы для руководителя:
    Когда Вы трудоустроились в компанию? Какое у Вас образование?
    Кто назначил Вас на должность руководителя? Кто занимался оформлением новых сотрудников? Сколько людей работает в Вашей компании?
    Вы помните своих основных поставщиков и покупателей?Кто в Вашей компании ведёт бухгалтерский и налоговый учёт? Как Ваша компания ищет и выбирает новых поставщиков?
    2) Вопросы, связанные с подозрительными для инспекторов фактами работы Вашей компании. Так, налоговиков могут интересовать вопросы по определённому контрагенту. Вот типичные вопросы, которые руководитель может услышать на допросе:
    Почему Вы выбрали именно этого контрагента для заключения сделки?
    Вы проверяли его перед подписанием с ним договора?Кто в Вашей компании ответственен за выбор новых контрагентов? Вы лично встречались с представителем контрагента перед заключением сделки?В каких отношениях Вы состоите с руководителем контрагента: деловых или дружеских?Лично Вы посещали офисе своего контрагента?
    Кто в Вашей компании общается с данным контрагентом по вопросу исполнения условий договора? Как в компании происходит процедура проверки контрагента? Как происходит процедура согласования договоров?
    3) Максимально критичные вопросы. Эта категория вопросов связана с конкретной сделкой или поставкой, в отношении которых у налоговиков есть подозрения в совершении налогового правонарушения. Если у них имеются предположения, что в рамках конкретной сделки произошла незаконная экономия на налогах, то инспекторы обязательно зададут директору все интересующие их вопросы. В качестве примера подобных вопросов можно привести следующие формулировки:
    Кто привозил на Ваш склад товар от поставщика?
    На каком транспорте доставлялся в Вашу компанию этот товар?
    У водителей, доставлявших товар, имелись доверенности, выданные Вашим поставщиком?
    Кто из Ваших сотрудников проверял качество и комплектность поставок от контрагента?
    Назовите фамилии и должности сотрудников, которые осуществляли разгрузку привезённого Вам товара? Где в Вашей компании хранится купленный у поставщика товар, и кто из сотрудников был ответственен за хранение?
    Кто из Ваших сотрудников ответственен за учёт и оприходование данного товара?

    Как долго может идти допрос?
    Налоговый кодекс РФ не регламентирует детально процедуру допроса свидетеля, однако, в данном случае, на наш взгляд, возможно использовать нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ по аналогии.
    В отношении процедуры допроса имеются следующие ограничения:
    Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов;
    Продолжение допроса допускается после перерыва не менее, чем на 1 час для отдыха и принятия пищи;
    Продолжительность допроса не должна в течение дня превышать 8 часов;
    Допрос свидетеля не может проводиться в ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени).

    Можно ли на допрос отправить вместо себя адвоката или представителя по доверенности?
    Свидетель вправе пользоваться юридической помощью при даче пояснений в качестве свидетеля, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у него доверенности, предусматривающей такие полномочия. Решение ФНС России от 11.04.2018 № СА-3-9/2269@

    При этом ФНС РФ не отрицает, что адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Но ответы на вопросы при проведении допроса свидетель дает самостоятельно.Письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@

    А нужен ли вообще адвокат на допросе?
    Участие адвоката или иного консультанта лишним при допросе свидетеля никогда не будет. Отвечать за свидетеля представитель, конечно, не вправе, но квалифицированный представитель будет видеть некорректные вопросы, не позволит оказывать давление на свидетеля, либо может пресечь действия инспектора, превышающего полномочия.

    Так, адвокат (представитель) может следить за тем, чтобы допрос не проводился слишком долго, помогать с ответами свидетелю, который и будет потом транслировать их инспектору, проверить правильно ли записаны ответы свидетеля в протоколе.

    Какая ответственность ждет свидетеля за отказ от дачи показаний?
    Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность свидетеля за неявку, либо уклонение от явки без уважительных причин в виде штрафа в размере 1000 рублей, и за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний в размере 3000 рублей.

    Уголовной и административной ответственности за неявку и дачу заведомо ложных показаний при проведении допроса как мероприятия налогового контроля нет, хотя об обратном предупреждает стандартная форма протокола допроса.

    Однако, если наряду с налоговой проверкой, возбуждено уголовное дело, то за отказ или уклонение от дачи свидетельских показаний в рамках расследования преступления об уклонении от уплаты налогов уголовная ответственность уже предусмотрена ст. 307, 308 УК РФ

    Если лицо является акционером (участником) или директором проверяемого юридического лица, суды указывают, что свидетельские показания такого физического лица не влияют на его законные права и интересы как физического лица, поскольку связаны с финансово-экономической деятельностью общества. Отказ от дачи показаний на все вопросы, независимо от их смысла, свидетельствуют о намеренном препятствии лицом осуществлению полномочий налогового органа.

    Как оформляется налоговый допрос?
    После ответа свидетеля на последний заданный ему вопрос инспектор приступает к оформлению протокола допроса. Протокол составляется по специальной форме, которая определена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С сентября 2018 года налоговики обязаны выдавать свидетелю копию такого протокола. Раньше подобной обязанности у них не было.

    Обязаны ли налоговые органы вручать копию протокола?
    Начиная с осени 2018 года, налоговый орган обязан вручить копию протокола свидетелю лично под расписку (п. 6 ст. 90 НК РФ).Более того, настоятельно рекомендуем получить копию протокола допроса. Это нужно для того, чтобы у налогового органа не было возможности исправить какие-либо формальные недочеты после окончания допроса.Важно иметь ввиду, что копия протокола вручается именно допрошенному лицу, а не его проверяемому налогоплательщику. Налоговый орган зачастую не прикладывает к акту проверки документы, которые подтверждают правомерность действий налогоплательщика, ссылаясь на п. 3.1. ст. 100 НК РФ, который предусматривает обязанность налогового органа прикладывать к акту только документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства. А если нарушение не подтверждается протоколом, то и прикладывать к акту проверки его не обязательно.

    Именно поэтому налогоплательщик заинтересован в том, чтобы выявить всех лиц, вызванных на допрос в рамках проверки, чтобы получить от них копии протоколов допроса и ссылаться на них в качестве доказательств экономической обоснованности ведения бизнеса.

    Как оспорить протокол налогового допроса?
    Протокол может быть признан судом ненадлежащим доказательством в рамках налогового спора, если содержит определённые нарушения. Например, при разрешении спора суд может не учитывать протокол, если в нём отсутствуют следующие сведения:
    информация об инспекторе, проводившем допрос;
    информация о месте допроса;
    подпись свидетеля;
    отметка о том, что он предупреждён об ответственности за отказ от дачи показаний.

    Ранее суды признавали протоколы ненадлежащим доказательством, если они содержали формальные нарушения (отсутствовали некоторые реквизиты или протокол не соответствовал установленной форме). Но в последнее время подходы судей изменились. Теперь они говорят, что в протоколах налогоплательщикам необходимо изучать содержание формулировок, а не строить защиту исключительно на опечатках в фамилии или отсутствии указания точного адреса проведения допроса. Следовательно, содержание в протоколе незначительных формальных ошибок не влечёт его автоматическую отмену и признание ненадлежащим доказательством.

    Распространенные ошибки свидетелей на допросе в налоговой.

    Перед его началом рекомендуем попросить соответствующего работника налоговой предъявить своё служебное удостоверение. Отсутствие подобного документа или отказ предъявить его в развёрнутом виде может свидетельствовать об отсутствии полномочий у этого лица по проведению допроса.

    51 статья Конституции не универсальный защитник. Так, свидетели ошибочно полагают, что могут отказаться от ответа на любые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции. Она позволяет не давать показания в отношении себя и своих родственников. Возможны ситуации, когда инспектор спросит у свидетеля в чём заключается его работа в компании. А свидетель откажется отвечать на вопрос, так как эта статья Конституции разрешает делать это. Необходимо учитывать, что отказ от дачи показаний о работе компании является незаконным. Об этом указано в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33а−20436/2017. Также неправомерным может быть признан отказ от дачи показаний о выполняемых свидетелем трудовых обязанностях (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2017 по делу № 33А-15220/2017). Таким образом, не стоит заблуждаться в универсальности статьи 51 Конституции, которая не поможет, если заданный инспектором вопрос не связан с личностью свидетеля.

    Не надо ничего додумывать и пытаться вспомнить, а уж тем более не стоит фантазировать! Подобные предположения и действия свидетеля могут негативно повлиять на выводы налоговиков и результаты всей проверки. Если инспектор выяснит, что свидетель додумывал ответы на вопросы, то такого свидетеля могут привлечь к ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Таким образом, при ответе на допросе необходимо руководствоваться известными свидетелю фактами, а в случае, если ответ не известен, не следует его придумывать исходя из своих предположений и догадок. Подобные случаи возможны, когда в должностные обязанности допрашиваемого свидетеля не входят обстоятельства, о которых спрашивают налоговики. Например, бухгалтеру могут задать вопрос о транспорте, на котором поставщики привозили спорный товар. В этом случае бухгалтер, фактически не работая на складе и не производя приёмку товара, не может знать об этих транспортных средствах. Значит правильный ответ в данной ситуации: «Данные обстоятельства мне не известны». Не надо делиться с инспектором своими предположениями, идеями, и прошлым опытом.

    Небольшие рекомендации для тех, кто собирается пойти на допрос в налоговую инспекцию.

    Допрос свидетеля начинается с того, что налоговый инспектор просит свидетеля предъявить паспорт для того, чтобы заполнить первую страницу протокола допроса, а некоторые ещё и копию с паспорта снять захотят. Однако проверку документов, удостоверяющих личность, могут проводить только правоохранительные органы, налоговики не имеют право требовать у свидетеля паспорт, а тем более снимать с него копии. Они могут заполнить протокол по имеющимся у них сведениям, а у свидетеля есть полное право отказать инспектору в предъявлении паспорта.

    Потом налоговики просят поставить подпись под абзацем, в котором говорится о том, что свидетель ознакомлен с ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Самое интересное в этом то, что обычно об ответственности они не рассказывают. Вы всегда можете написать «не ознакомлен» и поставить свою подпись.

    Отвечать на вопросы подробно не стоит, инспекторы это не оценят. Так как допрос обычно проводится по делам давно минувших дней, то стоит на все вопросы отвечать такими фразами: «Я уже не помню, так как давно было», «Мне данный вопрос надо освежить в памяти», «Этот вопрос мне надо будет уточнить».

    Ещё налоговики часто любят получать у свидетелей образцы подписей, а делать они этого не имеют права. Опять же в силу того, что отбор образцов подписей это оперативно розыскные мероприятия, которые проводить налоговики не уполномочены.

    В ходе допроса сотрудники налогового органа могут оказывать психологическое давление на свидетеля за счёт угроз, обещаний, запугиваний, неоднозначной формулировки вопросов и так далее. Чтобы защитить свидетеля от данного воздействия и проконтролировать соответствие процедуры допроса всем требованиям закона, целесообразно обеспечить присутствие на допросе уполномоченного представителя свидетеля. Это полностью соответствует положениям части 1 статьи 48 Конституции и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса. Полномочия представителя (юриста или адвоката) должны подтверждаться нотариальной доверенностью или адвокатским ордером.

    Результаты допроса оформляются соответствующим протоколом, содержание которого свидетелю следует проверить перед подписанием. Не стоит относиться к этой процедуре формально и подписывать протокол без проверки его текста. Бывают случаи, когда налоговики записывают в протокол ответы свидетеля не дословно, а исказив их. В связи с этим смысл показаний может существенно меняться. Возможны ситуации, при которых устно вопрос инспектора звучит в одном формате, а в протоколе написана абсолютно иная формулировка, не имеющая ничего общего с заданным свидетелю вопросом. Кроме того, не исключено допущение инспектором опечаток и иных ошибок при составлении протокола. При выявлении этих обстоятельств необходимо выполнить одно из следующих действий:
    попросить налоговиков перепечатать протокол, исправив ошибки, либо подписать протокол и написать в нём все свои замечания.

    Важно!Не подписывайте протокол без внимательного ознакомления с его содержанием и проверкой корректности записанных в нём вопросов и ответов.

    В ходе допроса Вы можете заявить о необходимости сделать перерыв или попросить перенести его на другой день. Это можно обосновать своим плохим самочувствием. Если Вам будет отказано, то можно попросить инспектора отразить это в протоколе. В случае если сотрудник инспекции отказался это сделать, то Вы вправе самостоятельно в протокол внести свои комментарии. Формулировка Вашего замечания в протоколе может быть такой – «Мою просьбу прервать допрос на 1 час в связи с плохим самочувствием налоговый инспектор проигнорировал, продолжив задавать мне вопросы».

    Для подготовки руководителя компании к допросу нужно понять какие контрагенты и сделки интересуют налоговиков, а так же, необходимо обращать внимание на даты сделок. Для этого изучите внимательно требования инспекторов о представлении документов и пояснений. После этого рекомендуем провести репетицию допроса с ответами на возможные вопросы инспекторов. Идеальным вариантом является ситуация, когда, идя на допрос, руководитель заранее знает какие вопросы ему могут задать и какие ответы на них нужно предоставить.

    И помните, что лучше и дешевле подготовиться заранее не только к допросу инспектора, но и к любой проводимой Вами операции, и прежде всего это относится к работе с документами и сотрудниками.

    Обращаем внимание, что присутствие на допросе юриста или адвоката может защитить компанию и её руководителя от проблем, связанных с нарушением процедуры проведения допроса и возможным оказанием давления на свидетеля представителями налоговых органов.
    Комплаенс