Статьи

TAX RULING по-русски.


Немного о том, как это у "них"
Налоговое законодательство различных стран мира является часто достаточно сложным для того, чтобы однозначно его трактовать при реализации того или иного бизнес-проекта. Это крайне неудобно для собственников бизнеса вследствие того, что каждый раз свою правоту необходимо доказывать в суде. Ведь любое судебное разбирательство требует долгого времени, дополнительных затрат и при этом может не дать очевидный ответ в короткие сроки.
Для целей устранения потенциальных сложностей в трактовке налогового законодательства во многих странах введен механизм получения налоговых разъяснений (tax ruling). Фактически, речь идет об официальном подтверждении из налогового органа, которое позволяет собственникам бизнеса определить заранее их права и обязанности, уровень налоговой нагрузки в конкретной ситуации при проведении определенной сделки.
Что регулируется предварительным налоговым заключением?
Tax Ruling может содержать в себе предварительную оценку налоговых рисков компании, а также оценку стоимости актива, период амортизиции средств предприятия или уровень минимальной заработной платы сотрудников.
Нельзя обязать получить  Tax Ruling — это право налогоплательщика.
Почему механизм TAX RULING нужен государству?
Большинство передовых стран предоставляют возможность получения предварительных разъяснений из налоговых органов. Этот инструмент налогового планирования привлекателен для государства т.к.:
позволяет отчасти улучшить инвестиционный климат. Ведь для любого потенциального инвестора важно понимать «правила игры» заранее. Создается доверительная атмосфера. Антикоррупционная составляющая данного механизма является также очевидной. Все это особенно актуально для сложно структурированных международных холдингов.
За счет предоставления бизнесменами подробной предварительной информации о будущих сделках, становятся более понятными бизнес-процессы в конкретной сфере работы компании. Таким образом, и сам бизнес становится более прозрачным.
В своей практике мы часто сталкиваемся с необходимостью получения предварительных разъяснений налоговых органов по тем или иным планируемым сделкам наших клиентов. Подобная процедура давно отработана в США, Нидерландах, Эстонии, Кипре и во многих других.

Как в России
В 2021 году налоговые органы составили 37 мотивированных мнений (рулингов) для участников налогового мониторинга. Более 80% рулингов - по запросам компаний.
В большинстве случаев позиция налогового органа принята участниками налогового мониторинга и учтена в текущей деятельности.
Всего за шесть лет в рамках налогового мониторинга налоговые органы составили 120 мотивированных мнений, из них 93, или 78%, по запросу организаций.
В основном, в 2021 году компании обращались с вопросами о правильности отражения результатов хозяйственных операций, об исчислении и уплате в бюджет налогов на прибыль, добавленную стоимость и добычу полезных ископаемых.
К наиболее интересным вопросам, урегулированным с помощью налогового рулинга, можно отнести следующие:
  • о применении обратной силы к изменениям, внесенным Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ в формулу расчета коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ;
  • о периоде включения в состав налоговой базы дохода в виде отложенного платежа;
  • о принятии к вычету ранее уплаченного акциза по подакцизной продукции, возвращаемой покупателем в случае ее несоответствия ожиданиям потребителей;
  • об учете в расходах затрат по ликвидируемым объектам;
  • об определении места реализации услуг по технологическому присоединению в целях применения НДС;
  • о возможности реализации права на вычет сумм НДС, предъявленного иностранной организацией при оказании электронных услуг.
Мотивированное мнение налогового органа является важным инструментом налогового мониторинга, дает возможность оперативно согласовать вопросы налогообложения совершенных и планируемых сделок, позволяет снизить налоговые риски и избежать доначислений в будущем.
Мотивированное мнение при проведении налогового мониторинга может быть составлено налоговым органом как по собственной инициативе, так и по запросу организации по совершенной или планируемой сделке (операции).
Фактически налоговые рулинги заменили традиционные решения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

Немного статистики: 

Всего 200 компаний сейчас из 3300 запланированных вошли в налоговый мониторинг.


АНО ИКАР готовит компании к налоговому мониторингу, проводит внутренний аудит процессов и документов, внедряет новые автоматические контроли. 

Комплаенс