Статьи

Аудиторы, а Вы оценивали эффективность энергопотребления Вашей компании?

Аудиторы, а Вы оценивали эффективность энергопотребления Вашей компании?

Основной причиной и одновременно механизмом ускоренного роста цен на электроэнергию в России в последние годы является беспрецедентные темпы роста стоимости особого товара на энергорынке – мощности (примерно в 2 раза за три года). Наши прогнозы говорят о том, что рост продолжиться и в 2020-2022 годах и составит не менее 80% к ценам сегодняшнего дня.

Причем здесь мощность? Мы то, вроде об энергопотреблении, разве нет?

Немного специфики: под мощностью в контексте рынка электроэнергии и генерации понимается готовность к выдаче электроэнергии соответствующих агрегатов на электростанциях в данный момент времени и в данном объеме. В России мощность – это не только и не столько условно постоянные затраты действующих электростанций и компенсации инвестиций в новые объекты генерации на период окупаемости, конкурирующие между собой с учетом эффективности той или иной технологии и в переменных затратах (в этом по большому счету и есть смысл конкурентных аукционов мощности). У нас туда закладываются многочисленные дополнительные надбавки и издержки от ДПМ до субсидирующих надбавок для особых регионов.

Специфика рынка электроэнергии и мощности в России такова, что у нас одно из самых высоких соотношений объема установленной мощности электростанций к величине максимального пикового потребления: примерно 250 к 150 ГВт. И даже с учетом необходимых резервов, всяческих ремонтов, недоступности некоторых электростанций в плане передачи от них электроэнергии из–за узких мест в электросетях у нас «лишних» все равно остается примерно 30 ГВт мощностей, счета за содержание которых исправно транслируются на промышленных потребителей, в том числе и на ритейл. Именно это и приводит к тем самым ежедневным скачкам в стоимости электроэнергии в часы максимума с 1,5 рублей за кВтч до 39-40 рублей в текущих ценах.

Что делать для того, чтобы не потреблять электроэнергию тогда, когда она стоит 39 рублей вместо 1,5-2? Либо не включать свои энергоприборы и установки (что как правило невозможно в значимом объеме), либо потреблять электроэнергию из других более дешевых источников, например от своих газопоршневых двигателей, за те же 1,5-2 рубля. Где их взять? Очевидно, их нужно установить где-то рядом с объектом потребления, например распределительным центром ритейлера и запустить в работу. Но что делать еще с полусотней ваших объектов в данном регионе – магазинов? В других регионах? Там нет газа, и там вообще небольшое единичное потребление, но в целом по всем объектам ритейлер платит десятки и сотни миллионов рублей в год за электроэнергию, а в федеральных сетях – миллиарды.

Так что же делать?
Строить свою генерацию, но умно. Так чтобы она была интегрирована в рынок, покрывала собственное суммарное потребление в пиковые часы, позволяя таким образом экономить миллионы рублей в год, быстро окупать вложения и затем, фактически, получать доходы. В расчете на 10 МВт мощности ( а это стандартная величина для таких проектов, при которой прочие необходимые фиксированные расходы, связанные с их реализацией, не влияют существенно на их стоимость ) экономия может составлять 100 млн. рублей, если не считать возможные доходы от неоплаты сетевого тарифа, например, при строительстве генерации рядом с РЦ в данном регионе, покрывающей суммарное потребление этого РЦ и магазинов. Эти доходы возможны, но они не обязательны и, как мы упоминали выше, находятся под регуляторным риском. "Обязательными" являются доходы в 100 млн. рублей на 10 МВт мощности генерации за счет непотребления электроэнергии из системы всеми вашими объектами суммарной мощностью 10 МВт в час пик.

Но что такое 10 МВт? Это примерно 10 магазинов формата 3000-4000 кв.м. Или 80 -100 магазинов формата 300-500 кв.м. Мы не знаем, сколько выручки приносит такое количество ваших магазинов, вам это виднее. Но если говорить об их прибыли от торговли, то вряд ли она будет больше этой цифры экономии!

В заключении, ответим еще на один часто возникающий у наших клиентов вопрос. Они говорят, а зачем нам строить свою собственную генерацию, зачем инвестировать свои собственные средства, отвлекать их на непрофильный бизнес, ведь на рынке же имеются так называемые розничные генераторы, уже построившие такие установки по газотурбинным и газопоршневым технологиям, и теперь предлагающие нам прямые договоры. Например, совсем недавно, была новость про #Пятерочка, где наряду с другими мерами по снижению затрат на электроэнергию говорилось и о прямых договорах с розничной генерацией. Проблема заключается в том, что в реалиях российского энергорынка ( и этим он существенно отличается от других – конкурентных) «отдельно стоящий» розничный генератор никак не заинтересован продавать ритейлеру электроэнергию в пиковые часы по 1,5-2 рубля. Он успешно продает ее в эти часы гарантирующему поставщику – основе нашей неконкурентной розницы в электроэнергетике – с небольшой скидкой от 39-40 рублей, а тот уже в итоге «размазывает» ее по массовым потребителям по 39-40, оставляя себе разницу. Купить у него можно лишь в часы офпик, но скидка, как правило, составляет не более 10-15 копеек, поскольку такой генератор не только закладывает в цену свою доходность (в отличие от ритейлера, ловящего здесь экономию, а не доходность), но и вынужден делиться с гарантирующим поставщиком (чтобы тот гарантировано покупал у него электроэнергию в часы пик), а также несет расходы по содержанию инфраструктуры сбыта по таким множественным договорам.

Мы знаем, что наш аудит и внедренный у Вас проект принесет Вашей компании в год не менее 100 млн. рублей экономии, а затем чистого дополнительного дохода после окупаемости ваших инвестиций в срок 2,5 - 3 года при условии организации продажи части электроэнергии. Ну как, неплохо для аудита?

P.S.Данная статья основана на примере food ритейла, при этом мы бы обратили внимание и крупной промышленности на наши советы, так как существует большая вероятность введения платы за резерв, которая больно ударит и по их карману.

Ах, да, совсем забыли, Ваш «Главный энергетик» скорее всего, будет против! Почему? Подумайте сами…
Внутренний аудит